Некоторые вопросы семейного права Израиля. Развод, алименты и раздел имущества без суда

(Баркман Л.) («Нотариус», 2005, N 6)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ИЗРАИЛЯ <*>. РАЗВОД, АЛИМЕНТЫ И РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА БЕЗ СУДА

Л. БАРКМАН

——————————— <*> Журнал «Нотариус» благодарит портал Pravo. IsraelInfo. ru за предоставленную возможность познакомить наших читателей с правом Израиля.

Баркман Л., адвокат, член комиссии по защите профессии адвоката при Тель-Авивской коллегии адвокатов.

К сожалению, очень часто при разводе подаются жалобы в полицию, открываются дела в отделах судебного исполнения, стороны «вспоминают» налоговые нарушения друг друга, в общем, начинается грязь и неоправданная трата денег на суды и частных следователей. А можно и по-другому: «гишур» — «медиация». Гишур — это альтернативное внесудебное разбирательство, в рамках которого нейтральный юрист пытается привести стороны к соглашению. Процедура гишура ни к чему никого не обязывает, каждая из сторон вправе отказаться и прекратить гишур в любое время. Мегашер пытается примирить стороны и принять компромиссное решение. Стороны, решившие разводиться, могут вместе прийти к одному нейтральному адвокату (мегашеру) и попросить оценить их шансы в суде и дать прогноз судебного решения по алиментам и имуществу. Оценив шансы и поняв, что, даже ведя судебный иск, большего, чем сказал нейтральный юрист, не получить, вы можете прийти к соглашению относительно алиментов, имущества и встреч с детьми и закончить судебную процедуру развода заверением вашего договора. На встрече с нейтральным адвокатом вы можете говорить все открыто, не боясь, что сказанное вами будет потом использовано против вас. В соответствии с израильским законодательством данные, сказанные в процессе «гишура», не могут быть использованы в суде. В соответствии с законом о судебной системе (хок батей мишпат) мегашер по семейным делам должен быть юристом со второй юридической степенью. Адвокат, который ведет процесс «гишура», не может в дальнейшем представлять одну из сторон в рамках судебного иска.

Законный способ сохранить имущество при разводе

Как правило, для пар, проживших долгое время вместе, основной проблемой в процессе развода является раздел имущества. Если при совместной жизни супругов был составлен договор, упорядочивающий имущественные отношения, то имущество будет разделено в соответствии с договором. При согласии сторон суд, как правило, заверит договор о разделе имущества, и на этом все споры закончатся. При отсутствии согласия имущество супругов будет разделено по справедливости, т. е. после того, как будут использованы все приемы адвокатского мастерства, суд выдаст свое решение. Вот несколько параметров, на которых будет основано судебное решение при отсутствии договоренности.

Квартира

В случае если у пары нет несовершеннолетних детей и на квартире нет долгов, квартира будет продана в принудительном порядке, а полученные деньги разделятся между бывшими супругами после вычета расходов на продажу и судебных издержек. Если у пары несовершеннолетние дети, судья, как правило, предложит сторонам отложить продажу квартиры до достижения детьми 18 лет или окончания воинской службы. В большинстве случаев муж, согласившийся подождать с продажей квартиры, получит сниженные алименты.

Долги

Как правило, долги, накопленные за время совместной жизни, будут разделены между супругами поровну. Если одной из сторон удастся доказать, что долг является результатом азартной игры или незаконной сделки, то такой долг разделен не будет — его платит виновная сторона.

Репутация/бизнес

Об этой части семейного имущества в израильском законодательстве написаны книги. В случае магазина/фабрики/типографии есть возможность оценить «поставленный» бизнес, имеющий стабильный доход, который будет продолжать работать даже после смены владельца. После нейтральной оценки бизнеса возможны два варианта: 1. Сторона, остающаяся работать в бизнесе, выплачивает второй стороне половину стоимости дела. 2. Бизнес, включая список клиентов, продается, а полученные деньги делятся между супругами. «Монитин» зубного врача или адвоката в отличие от «монитина» фабрики не подлежит оценке. В этих парах при грамотном ведении дела можно добиться одноразовой компенсации… и не маленькой.

Машина

50% x 50% в соответствии с мехироном или рекомендацией оценщика.

Накопления

Та часть накоплений, которую удается доказать и найти, как правило, будет разделена поровну.

Социальные условия, приобретенные на работе

Ошибочно считать, что все социальные программы/акции/опции/мивтахим/купот гемель/битухим/пенсионный фонд делятся поровну. Существует ряд прецедентных решений, в которых суд не посчитал все вышеперечисленные накопления подлежащими разделу.

Имущество, не подлежащее разделу

— имущество, нажитое до свадьбы; — имущество, полученное по наследству (также во время совместного проживания); — подаренное имущество (также во время совместного проживания); — компенсация за нанесение телесных повреждений; — пособие от Института национального страхования. Следует помнить, что в семейных делах существует ряд патентов, позволяющих на законных основаниях привести вторую сторону к отказу от части в совместном имуществе.

Развод выходцев из СНГ

На нашем сайте много писалось о разводах и о причинах, признанных достаточными для развода. До недавнего времени еврейские пары могли оформить развод только в раввинатском суде и в случае отсутствия согласия иск о разводе мог быть удовлетворен только по веским причинам, признанным еврейским правом («дин тора»), как-то: измена, бесплодие, неблагопристойные действия и т. д. Так, пары, женившиеся в советских загсах, были вынуждены доказывать свое право на развод в соответствии с «дин тора» или «мишпат иври», а иногда, в отсутствие согласия на развод, приходилось цитировать: «мишпат иври», «мишна», «шульхан арух», «деорайта» и «дерабанан» (вышеперечисленные термины — не что иное, как первоисточники еврейского права). Сегодня положение дел изменилось. Даже при отсутствии согласия на развод еврейской паре, женившейся в загсе (без хупы), достаточно просто разъехаться. Верховный раввинатский суд страны и БАГАЦ постановили, что для еврейских пар, женившихся гражданским браком, достаточно нежелание одной из сторон продолжать супружескую жизнь, чтобы иск о разводе был удовлетворен. Верховный раввинатский суд страны постановил, что следует делать различие между парами, которые могли заключить религиозный брак, но предпочли загс, и парами, которые в месте их проживания не имели возможности жениться в соответствии с еврейскими традициями. Так, супружеская пара, жившая в Москве в 2000 г. и имевшая все возможности заключить брак в соответствии с еврейскими традициями, но женившаяся в загсе, в Израиле будет разводиться в соответствии с новым постановлением. Новое постановление не распространяется на пары, женившиеся в 70-е гг., когда не было никакой возможности провести еврейскую процедуру брака. Теперь в случаях, перечисленных выше, адвокат, представляющий сторону, не согласную на развод, должен будет убедить суд в том, что в момент заключения брака не было никакой возможности заключить традиционный еврейский брак, и тогда на пару распространяются все требования для развода еврейских пар.

Быстрый развод

В нашей стране развод, так же как и брак, неразрывно связан с религией. В зависимости от принадлежности семейной пары к тому или иному вероисповеданию суд имеет компетенцию рассматривать дело о разводе в соответствии с религиозными законами. Для признанных Израилем религий существуют религиозные суды, рассматривающие иски о разводе в соответствии с религиозными законами, распространяющимися на семейную пару («дин иши»). Так, еврейская пара может развестись только в раввинатском суде. Супруги-христиане могут развестись в религиозном суде христианской религии, мусульмане в шариатском суде и т. д. В Израиле действуют религиозные суды для следующих вероисповеданий и национальностей: мусульмане, друзы, восточные христиане-ортодоксы (включая православных), католики, греки-католики, армяне-католики, армяне-грегорианцы, сирийцы-католики, сирийцы-ортодоксы, униаты, мормоны. Если же один из супругов или оба — не евреи и не принадлежат к вышеперечисленным вероисповеданиям, то раньше требовалось обращение в Верховный Суд страны для принятия решения по вопросу о компетенции суда на данную пару. Сегодня процедура развода смешанных пар значительно упрощена, и вместо обращения в Верховный Суд теперь достаточно подать иск о разводе в гражданский суд по семейным делам. Если все документы оформлены правильно, то процедура развода может пройти достаточно быстро. Иногда утверждается, что быстрых разводов не бывает и все, кто обещает закончить процедуру развода быстро, — мошенники. Это не совсем так. На базе опыта, приобретенного в ведущих офисах страны по семейному праву, нашим офисом разработана форма быстрого развода, позволяющего закончить судебную процедуру за 2 месяца в случае, если ни один из супругов не является евреем, и за четыре месяца, если кто-то из супругов еврей по Галахе. Данные сроки действуют только при разводе при обоюдном согласии сторон.

Иск о мире в семье

Очень часто нежелание развестись используется в рамках судебного дела как оружие. Так, муж, не желающий платить алименты или пытаясь снизить их до минимума, зачастую может убедить судью, что, кроме детей и жены, у него никого нет и развод полностью разобьет ему жизнь. Часты случаи, когда жена в рамках иска о разделе имущества не согласна на развод, пока муж не откажется от квартиры в ее пользу. Справиться с подобными ситуациями вас научат в адвокатских офисах, в данной статье речь пойдет о законных возможностях сохранить семью. Израильское законодательство не поощряет необоснованные разводы. Зачастую в отсутствие согласия одной из сторон суд может запросить рекомендацию психологов или социальных работников. Существует также судебная процедура, позволяющая обязать мужа или жену вернуться в семью, прекратить отношения на стороне и даже соблюдать супружеские обязанности (в т. ч. секс). Процедура данных исков отличается в зависимости от вероисповедания супругов, подобно процедуре браков и разводов.

Еврейские пары

В парах, где и муж, и жена — евреи по Галахе, иск о мире в семье лучше всего подать в раввинатский суд по месту жительства. В рамках иска следует описать всю совместную жизнь и сделать акцент на последнем этапе совместной жизни, описав плохое поведение второй стороны. Данный иск называется «твия ле шлом байт». Неполный список санкций, которые можно попросить в рамках иска о мире в семье: — можно просить суд обязать мужа прекратить встречи с другой женщиной; — выплачивать алименты, позволяющие сохранять прежний уровень жизни жены и детей; — наложить арест на имущество; — направить на проверку мужской силы (бдикат коах гавра); — направить на собеседование к психологам или на процедуру гишура и т. д. В иске «на мир в семье» главное не перегнуть палку, описывая недостатки супруга/супруги — могут и развод присудить. Дорогие мужчины! Даже не думайте просить раввинатский суд запретить жене «встречаться на стороне» в рамках иска о мире в семье — это развод автоматом!!!

Смешанные пары

Для смешанных пар, в которых одна из сторон не является евреем по Галахе, также существует процедура, подобная «твиат шлом байт». Данный иск называется «просьба уладить семейные споры» (бакаша ле ишув сихсух). Просьба «уладить спор в семье» подается в гражданский суд по семейным делам по месту жительства сторон.

Генетическая экспертиза

Израильское законодательство в отличие от других стран не позволяет «сомневающемуся» отцу ребенка взять свое чадо на медицинскую проверку отцовства без решения суда. В нашей стране, для того чтобы признать отцовство или опровергнуть его, необходимо пройти сложную судебную процедуру в суде по семейным делам: «акарат абаут» или «итнагдут ле акарат абаут». Следует отметить, что не всегда суд даст ордер на проведение медицинской проверки отцовства. Так, в случае, если оба супруга являются евреями и муж сомневается в своем отцовстве, суд откажет провести проверку из-за опасения признания ребенка «мамзером» (данный статус накладывает определенные ограничения на ребенка, как-то: лишение права на наследство, права на брак в раввинатском суде и др.). Хотя и существуют отдельные судебные решения, позволившие проведение проверки, эти решения не являются обязывающими для других судов. В случае, если неизвестно, кто является отцом ребенка, или мужчина отказывается признать отцовство, есть возможность выяснить это, выполнив генетическую экспертизу («бдикат рекамот»). Эта проверка заключается в сдаче анализа крови и сравнении ДНК ребенка и предполагаемого отца. Генетическая экспертиза может быть проведена только с согласия со стороны предполагаемого отца. Если такую экспертизу проводят при желании обязать отца ребенка платить алименты, то ее результат будет решающим для суда в принятии решения об отцовстве. В случае, если результат экспертизы будет отрицательным, т. е. отцовство не будет доказано, мужчина выиграет суд. Отказ предполагаемого отца пройти проверку действует против него, и в большинстве случаев отказ пройти проверку будет достаточен для доказательства отцовства. Есть также «обстоятельственные доказательства отцовства», как-то: присутствие при родах, обращения в медицинские центры по вопросу аборта, совместное проживание в период родов и др. Вероятность точности проверки составляет 99%. На сегодняшний день в нашей стране медицинская проверка отцовства возможна только в судебном порядке.

Ограничения на заключение брака

В дополнение к общепринятым во всем мире нормам, запрещающим многоженство, в нашей стране законодательство еще более ограничивает возможности граждан заключать брак или в определенных случаях просто не предусматривает возможности создания семьи. Так, в Израиле не могут жениться люди разных вероисповеданий — такие пары вынуждены заключать брак за границей и легализовывать его в Израиле. Множество запретов заключить брак распространяется также и на граждан-евреев. Человек с фамилией Коэн/Коган/Коганович не может взять в жены разведенную женщину или женщину, которая прошла «гиюр» (переход в иудейскую веру). Еврейка, гражданка страны, изменившая своему мужу, не может даже после развода заключить брак с человеком, с которым она была в связи во время брака. Как правило, во время развода, если была доказана измена со стороны жены, раввинатский суд запишет в свидетельстве о разводе имя мужчины, с кем была измена, чтобы воспрепятствовать заключению брака.

Многоженство

Данное ограничение осуществляется нормами семейного и уголовного права. Под ограничением права понимается запрет как мужчине, так и женщине состоять в браке одновременно с несколькими людьми. Первоисточник права для евреев — Тора. В Торе нет запрета на многоженство. Однако по Торе женщина предназначена только своему мужу и второе замужество при длящемся первом не имеет силы. Если была только помолвка со вторым, развода не требуется. Агуна — женщина, которую покинул муж без развода, или женщина, муж которой пропал без вести (соломенная вдова). Все время, пока женщина не докажет, что ее муж погиб, она считается замужней. Если муж отсутствует, то есть возможность признать его умершим, обратившись в суд. Согласно Закону «О признании умершим» от 1978 г. умершим может быть признан человек, отсутствующий два года, если есть основания считать, что он погиб (война, стихийное бедствие и т. д.). Но в ст. 6 Закона сказано, что на семейные дела закон не распространяется, следовательно, агуна не может ими воспользоваться. В существующем еврейском праве мужчина может развестись посредством дачи развода (гет). Есть случаи, когда мужчина не хочет разводиться, тогда суд может обязать дать развод путем ограничительных санкций (лишение прав, увеличенные алименты, арест и т. д.). В случае, если женщина отказывается принять развод после того, как раввинатский суд постановил развестись, мужчина может получить разрешение жениться второй раз, и тогда новый брак не будет считаться нарушением закона. Таким образом, многоженство считается преступлением, если только разрешение на новый брак не дано окончательным решением раввинатского суда и не одобрено председателем Высшего раввинатского суда. Современное законодательство запрещает многоженство. Согласно уголовному законодательству (ст. 176) многоженство наказывается 5 годами тюрьмы.

Усыновление (удочерение) в Израиле

Усыновление (удочерение) — юридический акт, на основании которого между ребенком и лицом, которое его усыновляет (принимает на воспитание), устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, существующие между родителями и детьми. Процедура усыновления в Израиле регулируется Законом от 1981 г. Процедура усыновления происходит в суде по семейным делам. Постановление об усыновлении выдается только в том случае, если суд убедится, что усыновление принесет пользу ребенку. Усыновление возможно до 18-летнего возраста. Если у ребенка есть родители, то необходимо получить их согласие, но не обязательно сообщать биологическим родителям имена будущих родителей. Если родители усыновляемого умерли, но есть бабушки или дедушки, то необходимо получить от них согласие на усыновление. Если родители усыновляемого не дают своего согласия на усыновление, то такую просьбу может подать юридический советник правительства, представленный гражданской прокуратурой, и тогда суд может признать ребенка «подлежащим усыновлению». Постановление об усыновлении выносится, если будут соблюдены следующие условия: — невозможно установить личность родителей; — родитель умер или признан недееспособным; — родитель уклоняется от воспитания ребенка; — отец не состоит в браке с матерью ребенка, не знаком и не знает ребенка, или отказывается с ним жить, или никогда не жил с ним; — родитель отказался от своего ребенка и полгода не встречался с ним без уважительной причины. Усыновить ребенка могут только совместно оба супруга, но существуют следующие исключения: — если усыновителем является супруг(а) матери или отца ребенка; — если родители ребенка умерли, а усыновитель — неженатый или незамужняя — один(а) из близких родственников усыновляемого. Усыновляемый и усыновитель должны быть одной религии. Два года назад суд по семейным делам Иерусалима позволил усыновление при разных вероисповеданиях. В этом деле суд постановил, что ребенок, чья мать не еврейка и не принадлежит ни к какому вероисповеданию, сам не относится ни к какой вере и его усыновление евреем возможно. Как правило, усыновляемый должен находиться в доме усыновителя не меньше полугода, прежде чем суд выдаст постановление об усыновлении. Между усыновляемым и усыновителем должна быть разница в возрасте не менее 18 лет. Только при особых обстоятельствах, когда один из усыновителей является супругом одного из родителей, суд может разрешить усыновление при меньшей разнице в возрасте. Для усыновления ребенка, который достиг 9-летнего возраста, необходимо получить его согласие. Однако существуют исключения, при которых не требуется согласие: — даже если ребенок отказывается, но по его поведению и по всем признакам видно, что он хочет жить с усыновителем; — необходимо соблюсти тайну усыновления в интересах усыновленного. Права усыновленного в отношении к усыновителю, как правило, приравниваются с правами родственников усыновителя (с точки зрения наследства и т. д.). В случае изменения каких-либо обстоятельств и если подается соответствующая просьба в суд, то суд может отменить постановление об усыновлении, если убедится, что данное решение будет на пользу ребенку.

Признание отцовства туриста

(27 февраля 2005 г.) Признание отцовства в Израиле возможно как с согласия отца ребенка, так и без него. В случае, если ребенку нет трех лет, есть возможность признать отцовство и записать ребенка на имя отца путем обращения в МВД. После трехлетнего возраста признание возможно только после обращения в суд и проверки ДНК. Установление отцовства происходит посредством специальной проверки, а именно — делается анализ крови (ДНК), который устанавливает отцовство с высокой степенью достоверности (близкой к 99%). Для неженатой пары в случае отказа отца ребенка признать отцовство израильское законодательство позволяет признать отцовство путем обращения в суд по семейным делам и последующей проверки ДНК. Мать ребенка подает соответствующую просьбу в суд по семейным делам и просит обязать ответчика сделать проверку. Если ответчик отказывается пройти такую проверку, не протестует против заявления матери и не предпринимает никаких действий, чтобы опровергнуть утверждение о том, что он отец этого ребенка, то суд может решить, что мать права, ответчик приходится отцом ребенку, и соответственно назначаются алименты. Если мужчина, не являющийся супругом женщины, во время родов признал свое отцовство, он может заявить об этом в больнице и записать ребенка на свое имя в Министерстве внутренних дел до того, как ребенку исполнится 3 года. Это правило не распространяется на пары, в которых один из родителей находится в Израиле незаконно или имеет туристическую визу. В последнее время были попытки изменить данное положение в Министерстве внутренних дел, но до сих пор больницы и отделения МВД отказываются признать отцовство в случае, если отец — турист. Бывают случаи, когда, даже если отец ребенка готов признать отцовство и даже если родители состоят в законном браке, но нет израильского гражданства, МВД отказывается признать туриста отцом ребенка. При разбирательстве подобного дела в суде по семейным делам в Кфар Сабе суд обязал МВД оплатить судебные издержки за отказ чиновников записать отцом ребенка легально находящегося туриста (мужа гражданки Израиля). Гражданин Таиланда «А», муж гражданки Израиля «Б», проходил ступенчатую процедуру, как все другие смешанные пары. При рождении первого ребенка по требованию МВД пара прошла проверку, и было установлено отцовство «А». Спустя несколько лет в семье родился второй ребенок. Чиновников не убедил даже характерный дальневосточный разрез глаз как у отца, так и у ребенка, и семья вновь была направлена в суд по семейным делам. Видя такое отношение со стороны чиновников, когда люди живут в браке уже несколько лет, когда у них двое детей (один из которых уже прошел проверку ДНК), судья посчитал лишним требование МВД и обязал Министерство внутренних дел заплатить паре судебные издержки в размере 10000 шек. От себя добавлю, что столь тщательные проверки в МВД не беспочвенны. Сотрудница МВД рассказала мне о случае, когда проверка показала обман со стороны пары и гражданин Израиля, который утверждал, что он отец ребенка, не оказался им. На сегодняшний день у супружеской пары, находящейся в ступенчатой процедуре, есть возможность опровергнуть требование МВД пройти проверку, но дешевле и умнее согласиться.

Преимущества брачного договора

В отличие от алиментного иска, где обязанность отца платить алименты ребенку устанавливается в соответствии с его вероисповеданием, в имущественных отношениях между супругами национальность роли не играет. Имущественные отношения между супругами в Израиле регулируются Законом «хок яхасей мамон бин бней зуг» 1973 г. Закон об имущественных взаимоотношениях между супругами 1973 г. устанавливает следующие принципы раздела имущества при разводе. Если до или во время брака супруги заключили брачное соглашение, упорядочивающее их имущественные отношения, то имущество супругов будет делиться в соответствии с данным соглашением. При отсутствии брачного договора имущество, которое супруги приобрели во время брака, делится пополам. При этом не имеет значения, на чье имя записана машина, на чьем счету находятся деньги или акции фирмы. Израильский Закон об имущественных отношениях между супругами 1973 года распространяется только на пару, женившуюся в Израиле. На отношения супругов, женившихся за границей, распространяется действовавший на момент заключения брака закон страны, в которой был заключен брак. При разводе пары, женившейся за границей, в случае отсутствия согласия о разделе имущества необходимо доказать израильскому суду право на получение своей доли в совместном имуществе в соответствии с законом страны бракосочетания. Данное юридическое положение может быть использовано (а зачастую используется) одной из сторон в процессе развода с целью затянуть развод или воспрепятствовать равному разделу совместного имущества. Чтобы избежать споров о разделе имущества, рекомендуется заключить брачный договор, упорядочивающий имущественные отношения между сторонами и устанавливающий действие израильского Закона «хок яхасей мамон бин бней зуг» 1973 г. Брачный договор может быть заключен как до заключения брака, так и после. Чтобы договор вступил в силу, его нужно заверить в суде по семейным делам или в религиозном суде. Судья заверяет договор только при условии, что стороны понимают смысл договора и его последствия. В последнее время появились новые формы заверения брачного договора. Так, судья суда по семейным делам Кфар-Сабы Яков Коэн утвердил договор между супругами при помощи общения с ними по телефону, а не в зале суда в момент их присутствия, как это делается обычно. В момент заверения договора супруги находились за границей, и их присутствие при заверении договора было заверено консулом Израиля. Составление брачного договора рекомендуется не только с целью сохранить имущество в случае развода и обезопасить свои права «пока все хорошо», но и для того, чтобы облегчить неприятную процедуру раздела и распространить израильский закон на пары, женившиеся в стране Исхода.

——————————————————————