Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект

(Дубоносова А. Э.) («Адвокатская практика», 2005, N 6)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А. Э. ДУБОНОСОВА

Дубоносова А. Э., старший преподаватель кафедры правоведения НовГУ им. Ярослава Мудрого.

«Общество имеет таких преступников, каких оно заслуживает». Лакассань <*> ——————————— <*> Французский криминолог конца XIX в.

Криминологами доказана социальная природа преступности. Еще в 1831 г. бельгийский социолог-позитивист, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук Кетле Ламбер Адольф Жак писал, что «общество подготовляет преступление, а преступник есть только орудие». Из этого следует, что объектом профилактического воздействия должны стать основные, наиболее значимые в социальном отношении сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Именно на них необходимо сосредоточить основные усилия разработчиков политики. Можно выделить несколько сфер такой жизнедеятельности: родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, поведение в криминальных ситуациях и, может быть, следует выделить как самостоятельную сферу формирование у несовершеннолетних и молодежи жизненных, нравственных, трудовых и иных базовых ценностных ориентаций. Проблема предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних уходит корнями в XVII в., когда стали предприниматься первые шаги к воспитанию нравственно-испорченных детей <*>. ——————————— <*> См.: Беляева Л. И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних / Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1999. С. 53.

Некоторые черты ювенальных судов имели так называемые Совестные Суды, учрежденные в 1775 г. Екатериной II, которым были переданы все дела о малолетних преступниках. Эти суды должны были рассматривать дела не только на основании законов, но и на основании естественной справедливости. Екатерина Вторая предписала рассматривать дела, исходя из принципов человеколюбия, почтения к особе ближнего, отвращения от угнетения и притеснения. Однако, по мнению более поздних исследователей, на практике приговоры Совестных Судов не отличались мягкостью и гуманностью в отношении детей, и они были упразднены в 1828 г., просуществовав более 50 лет <*>. ——————————— <*> Бабушкин А. В. Настольная книга юриста-ювеналиста. М., 1999. С. 5.

В ХIХ в., особенно во второй его половине, ознаменованной проведением судебных реформ, предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества. В это время усиленно развиваются правовые основы так называемой превентивной, то есть предупредительной, политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям. Активная деятельность последних во многом обусловила решение таких важнейших вопросов, как организация обучения и воспитания подростков, а также создание специальных учреждений для детей-правонарушителей и детей-арестантов. Первые такие заведения были открыты в 80-е гг. в Санкт-Петербурге, Саратове, Москве, Казани и Киеве <*>. Однако ввиду того что все это создавалось посредством частной инициативы, подобные благотворительные акции не всегда заканчивались успешно. Большинство из вышеуказанных заведений были смешанными, и потому в них, как правило, содержались дети разных категорий: бродяги, сироты, нищие, правонарушители. ——————————— <*> См.: Пусторослев П. П. Наказательно-исправительные заведения для малолетних и несовершеннолетних преступников // Уч. зап. Юрьевский ун-т. 1893. N 4. С. 65 — 70.

Тем не менее уже в это время создаются специальные заведения, предназначенные для приема определенных категорий детей. Так, например, в Большевском и Саратовском приютах содержались юные правонарушители и нищенствующие дети. Впоследствии в связи с учреждением судов для малолетних <*> возросло число специальных заведений для подследственных и подсудимых. ——————————— <*> Первый такой суд начал функционировать 1 января 1910 г. в С.-Петербурге. Ко времени октябрьского переворота 1917 г. особые суды по делам малолетних существовали в Москве, Саратове, Хабаровске, Одессе и т. д.

Позднее для оказания помощи беспризорным детям организуются специальные работные дома, которые были весьма доступны и куда можно было обратиться без помощи властей. Такие дома существовали в Москве, Петербурге, Харькове, Костроме, а в начале XX в. в России появились так называемые приюты-корабли, куда направлялись преимущественно дети-сироты, беспризорники, а также нищие, еще не совершившие преступление, но близкие к тому, чтобы преступить закон. Доподлинно известно, что такие приюты-корабли существовали по меньшей мере в трех российских городах: Севастополе, Таганроге и Кронштадте. Их отличительной чертой было то, что помимо общеобразовательной программы, присущей всем исправительным заведениям, воспитание детей здесь осуществлялось в соответствии с корабельными правилами, с морским делом <*>. ——————————— <*> См.: Залеский В. Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. Казань, 1917. С. 472; Первый в России приют-корабль в городе Таганроге // Трудовая помощь. 1907. N 3. С. 392 — 393.

Примерно в это же время появляется еще один вид воспитательных заведений — так называемые трудовые колонии <*>. Позднее, в годы войны, они учреждались специально для детей погибших воинов. ——————————— <*> См.: Верещагина Н. И. Трудовые колонии. СПб., 1906; Иверонов С. История одного опыта. Трудовая колония для несовершеннолетних. М., 1914.

Таким образом, становление и развитие государственно-общественных механизмов предупреждения преступности несовершеннолетних прошло достаточно длительный и нелегкий путь. Более того, поскольку отечественное законодательство до определенного момента четко не определяло смысл и назначение подобного рода исправительных заведений, все они именовались по-разному и базировались на различных подходах к организации превентивной деятельности. Так, одни полагали, что исправительные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей являются разновидностью воспитательных заведений, другие, напротив, акцентировали внимание на их карательной направленности. Однако в 1909 г. эта проблема была окончательно решена, поскольку приоритетным направлением деятельности учреждений для малолетних преступников официально было признано воспитание <*>. ——————————— <*> См.: О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних: Закон 19 апреля 1909 г. / СУ. 1909. Отд. 1. Ст. 547.

Вместе с тем согласно некоторым источникам <*> в ряде заведений того периода (например, в Нижегородской и Фидлеровской колониях, Вологодском и Ярославском приютах) по отношению к воспитанникам применялись достаточно суровые меры карательного содержания. Однако жестокое обращение с несовершеннолетними правонарушителями в то время не было системой. Более того, ставка на культивирование гуманного подхода к детям позволила некоторым воспитательно-исправительным учреждениям (С.-Петербургской и Черниговской колониям, Казанскому, Харьковскому приютам и др.) добиться известных результатов в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних. ——————————— <*> См., напр.: Дриль Д. Тюрьма и принудительное воспитание // Журнал Министерства юстиции. 1900. N 5. С. 177 — 179.

Официальное признание специализированные суды по делам несовершеннолетних в России получили в 1910 г., когда в Петербурге была создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних, которая действовала вместе с системой попечительского надзора. Важный принцип существовавшего суда заключался в процедуре, когда каждое дело, прежде чем оно попадало на рассмотрение судьи, проходило через попечителя, который собирал по нему необходимые сведения, посещал несовершеннолетнего дома, знакомился с обстановкой его жизни, выяснял условия, способствовавшие совершению им проступка, беседовал с лицами, которые могли бы помочь исправлению подростка. Попечитель присутствовал на судебном разбирательстве и излагал судье полученные о несовершеннолетнем сведения. После приговора подросток находился под ответственным присмотром. Попечитель наблюдал за его поведением, помогал в разрешении социальных вопросов, беседовал, выдавал книги для чтения. При этом попечитель вел попечительскую книгу, в которую записывал свои наблюдения и выводы о поведении подростка. Еженедельно все попечители собирались на совещании у судьи, где обсуждались методы надзора и попечения, разбирались трудные случаи <*>. ——————————— <*> Молокова Г. С. Возрождение ювенальной юстиции в России // Бюллетень управления судебного департамента в Иркутской области. Вып. 21. Иркутск, 2004. С. 7.

Дореволюционные российские юристы <*> считали модель российской ювенальной юстиции наиболее удачной в отличие от моделей, существовавших в других странах. Ее отличали следующие черты: ——————————— <*> Вывод сделан из работы П. И. Люблинского «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте» (1923).

— рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей; — избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе; — профессиональная подготовка судьи предполагала знание им детской психологии, поэтому предпочтительны были врачи и педагоги; — достаточно широкая предметная подсудность этого суда (т. е. круг рассматриваемых дел); — конфиденциальность судебного разбирательства; — отсутствие формального обвинительного акта; — отсутствие формальной судебной процедуры; — упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя; — в основном применение в качестве меры воздействия попечительского надзора (по данным статистики этих судов, эта мера применялась уже в первые годы в 70% случаев); — обжалование решений судов для несовершеннолетних в особое отделение съезда мировых судей (апелляционную инстанцию на решения мировых судей) <*>. ——————————— <*> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 48.

В социалистическом обществе уделялось особое внимание предупреждению преступлений, в частности, несовершеннолетних. Этот процесс связан с целой системой мероприятий, осуществляемых на различных уровнях и в различных социальных сферах. В общесоциальном плане предупреждение преступлений — составная часть целого комплекса экономических, политических, идеологических, правовых, организационных и прочих мероприятий по совершенствованию социалистического государства. В СССР после революции к числу таких относятся постоянное повышение материального благосостояния трудящихся, дальнейшая демократизация управления и повышение общественной активности масс, рост образования и культуры, формирование коммунистической нравственности, преодоление влияния буржуазной идеологии и т. д. В результате такой системы 4 февраля 1919 г. издается декрет об учреждении Совета защитников детей. «Принимая во внимание тяжелые условия жизни в стране и лежащую на революционной власти обязанность сберечь в опасное переходное время подрастающее поколение, СНК настоящим декретом утверждает особый Совет защиты детей». К работе привлекаются органы ВЧК на местах. 5 марта 1920 г. по губерниям разослано Постановление Наркомата образования, в котором указывается на необходимость создания специальной детской милиции, на скорейшую организацию бесплатного питания беспризорников, их лечения, организацию приемников, потому что «должно заметить крайне вредное помещение детей в общие участки милиции». 27 января 1921 г. по предложению Ленина Президиум ВЦИК издает Постановление, согласно которому при ВЦИК образовывалась Комиссия по улучшению жизни детей. Председателем был избран Ф. Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК. При Наркомате образования создается ДЧК — Детская чрезвычайная комиссия, которая разрабатывает концепцию работы по борьбе с голодом: создание столовых, приемников, эвакуация детей. 1923 г. был обусловлен переходом к плановой работе. В Москве на борьбу с беспризорностью брошено 15000 педагогических работников. В марте 1924 г. состоялась Первая московская конференция по борьбе с беспризорностью. «Необходимо обдумать, как координировать усилия существующих разнообразных организаций в деле ликвидации беспризорности… Это вопрос не благотворительности — это вопрос здоровья всего общественного организма» <*>. В ноябре этого же года собирается IV съезд заведующих губотделами по борьбе с беспризорностью. «Дело не только в том, что мы окружены целым морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей в корень испорченных, врагов здорового образа жизни… беспринципных людей, которые с легким сердцем уйдут в лагерь наших врагов, которые пополнят армию преступности» <**>. В этот период времени приходит понимание той опасности для государственного строя только что победившей революции, которую несут с собой дети, выкинутые на улицу, и не случайно делом борьбы с беспризорностью впрямую занялось ЧК. Тогда был моден плакат «6000000 детей, не обслуженных школой, — страшная угроза стране и революции. Помогите организовать труд беспризорников». ——————————— <*> Из выступления Н. К. Крупской. <**> Из выступления Луначарского.

В это же время создаются органы СПОН — социально-правовой охраны несовершеннолетних, занимающиеся профилактикой новой беспризорности; при ЦИК СССР создаются фонды имени Ленина по помощи беспризорным детям <*>. ——————————— <*> Из 44991 преступления, совершенного несовершеннолетними, 75% на совести беспризорников.

В 1925 г. в стране 200 тысяч беспризорников, государство выделяет 50 млн. рублей на борьбу с беспризорностью и профилактику несовершеннолетней преступности. В 1930 г. изменился характер беспризорности. Увеличение доли «семейных» детей, криминально ориентированных подростков, нуждающихся в «специальном» воспитании. Расширение сети «перевоспитывающих» учреждений для «морально дефективных детей». Создаются Комнесы — прообразы будущих Комиссий по делам несовершеннолетних. Опрометчивым, однако, будет мнение о том, что преступное поведение несовершеннолетних является уделом исключительно малоимущих, социально ущемленных слоев. Богатство, нажитое неправедным путем, обладает разрушительной силой и духовно опустошает. Об этом свидетельствует нижеследующее высказывание из работы Т. Дансинга «Треднионы и стачки»: «Обеспечьте 10% и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает ногами все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он ни рискнул бы, хотя под страхом виселицы». Последовательно раскрывал классовый характер преступности и В. И. Ленин. Очень злободневно звучит американская поговорка, которую не раз он приводил в своих работах: «Если вы украдете кусок хлеба, вас посадят в тюрьму, а если вы украдете железную дорогу, вас назначат сенатором». В настоящее время проблема предупреждения подростковой преступности остается одним из важнейших направлений правовой политики нашего государства. Это обусловлено тем, что уровень криминализации подрастающего поколения достаточно высок и устойчив. Важно отметить, что преступность вообще и преступность несовершеннолетних в частности связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные социальные причины подростковой преступности связаны прежде всего с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие как на взрослых, так и на подрастающее поколение. Спонтанное развитие рыночных отношений, приведшее к резкому материальному расслоению людей и увеличению числа малообеспеченных семей; крушение идеалов и взглядов, которые долгие годы составляли духовно-нравственную основу нашего общества; снижение престижа общеобразовательного обучения; разрушение материально-технической базы бесплатных культурно-воспитательных учреждений, предназначенных для развития творческих способностей детей; широкая пропаганда в средствах массовой информации псевдокультуры, сексуальной разнузданности, жестокости и насилия; постепенное отчуждение от первичных социально позитивных групп (семья, учебная группа и т. д.) в конечном счете обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности несовершеннолетнего. Потребность в защите и удовлетворении как психологических, так и социокультурных нужд, протест против «произвола» взрослых и неприятие общепризнанных ценностей порождают у подростков стремление к объединению в различного рода неформальные группы. Для многих таких неформальных объединений характерна преступная целенаправленность. Более того, во главе этих формирований зачастую стоят ранее судимые взрослые люди, которые посредством вовлечения молодежи в противоправную деятельность стремятся тем самым удовлетворить свои низменные интересы. В результате за последнее время наблюдается усиление влияния на преступность несовершеннолетних не только взрослой, но и организованной преступности, массированное вовлечение подростков в теневой бизнес. Преступные группы несовершеннолетних, возглавляемые взрослыми преступниками, становятся все более мобильными, а совершаемые ими преступления — более тяжкими и жестокими. В связи с этим своевременным является принятие на федеральном уровне ряда нормативных актов профилактического характера, среди которых следует выделить Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <*>. Согласно указанному Закону основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. ——————————— <*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Для этого у нас существуют такие государственные структуры, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) и др. Динамика преступности несовершеннолетних на данном этапе такова, что необходимо решительное комплексное подключение всех механизмов как правового, так и социально-экономического обеспечения профилактической системы в целом.

——————————————————————