Борьба с беспризорностью несовершеннолетних: из истории деятельности народного комиссариата путей сообщения

(Смирнова Н. В.) («История государства и права», 2006, N 4)

БОРЬБА С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Н. В. СМИРНОВА

Смирнова Н. В., кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.

Первая мировая и гражданская войны, экономическая разруха и последовавший за ним голод, постигший значительную часть советского государства на этапе его возникновения и становления, были причиной появления массовой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране. Для ликвидации этого негативного социального явления советским правительством был предпринят ряд мер как по линии законодательной деятельности, так и по линии организационной, основными среди которых были: — Постановление II Съезда Советов Союза ССР от 26 января 1924 г., в соответствии с которым был создан специальный фонд им. В. И. Ленина, — в размере 100 млн. руб. для помощи беспризорным детям. Из них 50 млн. руб. вносились Правительством Союза ССР и являлись неприкосновенными, то есть расходованию подлежали лишь проценты с этого капитала, остальные же 50 млн. руб. составлялись из республиканских фондов и других сборов, производимых на основании особых постановлений. Они могли быть израсходованы на текущие мероприятия по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних согласно постановлениям Центральной комиссии, ведающей фондами им. В. И. Ленина, при Президиуме ЦИК Союза ССР. Центральная комиссия имела свои органы на местах в лице местных комиссий по распоряжению фондом. Размер фонда был равен 20 млн. руб. <*>; ——————————— <*> Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 января 1925 г. СУ. 1925. N 8.

— создание Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском центральном исполнительном комитете (Деткомиссия при ВЦИК) в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 января 1925 г. Положение о Деткомиссии было утверждено СНК РСФСР 20 июня 1927 г. Она согласовывала деятельность всех государственных учреждений и организаций, ведущих работу с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, в частности: изыскивала средства для помощи несовершеннолетним; проводила общественные кампании по сбору пожертвований, издавала серии благотворительных марок, устраивала спектакли, лекции, проводила розыгрыши лотерей и т. д.; привлекала для решения проблем беспризорности общественность; оказывала материальную помощь непосредственно беспризорным несовершеннолетним либо через соответствующие органы. Своих учреждений Комиссия не создавала. Председатель и члены Комиссии персонально назначались Президиумом ВЦИК. Кроме того, в состав Деткомиссии входили представители всех народных комиссариатов, которые в той или иной мере были задействованы или соприкасались с вопросами беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, а также представители общественных организаций. Деткомиссия ВЦИК имела свои органы на местах в лице Деткомиссии при ЦИКах автономных республик, краевых и окружных исполкомах. Так, в 1930 году Президиум ВЦИК передал Деткомиссии ВЦИК на мероприятия по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних 1600 тыс. руб., поступивших от Центрального фонда им. В. И. Ленина; — принятие Положения о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР, утвержденного ВЦИК и СНК 8 марта 1926 г. Оно внесло плановость и систему в мероприятия, направленные на борьбу с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних и условиями, ее порождающими. Согласно этому Положению общее руководство и проведение в жизнь всех мероприятий в этой сфере возлагалось на Народный комиссариат просвещения и его местные органы, в сельских местностях — на сельские советы и районные исполкомы. Государство принимало меры по охране детства, оказанию помощи и воспитанию всех беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста и находящихся в условиях, опасных для их физического и психологического развития. Беспризорными и нуждающимися в полном обеспечении и воспитании признавались дети: круглые сироты, а также не имеющие братьев и сестер, которые обязаны были взять на себя заботу о воспитании несовершеннолетнего; потерявшие связь с родителями и родственниками; покинутые родными или лицами, обязанными о них заботиться; изъятые из семьи на основании постановления суда или Комиссии о делах несовершеннолетних вследствие порочной жизни родителей, родственников, а также жестокого или дурного обращения с ними; — организация детской социальной инспекции в соответствии с Постановлением ВЦИК от 17 ноября 1929 г., которая действовала на основании особой инструкции Народного комиссариата просвещения. Основной функцией инспекции являлось проведение практической работы на местах по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних (ликвидирована 30 мая 1931 г.) и др. В отношении беспризорных несовершеннолетних, а также в отношении детей, нуждающихся во временной помощи или охране, государством принимались и следующие меры: 1) временное помещение в детские приемные и приемно-распределительные пункты; 2) помещение в детские учреждения различного типа; 3) устройство на работу в учебно-производственные мастерские; 4) назначение опеки; 5) передача под наблюдение работника комиссии по делам о несовершеннолетних или лица, выделенного общественной организацией, и др. Особое внимание хотелось бы обратить на такую форму организации работы с беспризорными несовершеннолетними, как детские приемные и приемно-распорядительные пункты. Детские приемные и приемно-распределительные пункты в нашем государстве возникли после Октябрьской революции 1917 г. для оказания первоначальной социальной государственной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. В детские приемные пункты поступали беспризорные несовершеннолетние, нуждавшиеся в постоянной или временной социальной помощи независимо от продолжительности их пребывания на улице или совершения ими правонарушений. При поступлении детей в приемник к ним сразу же принимались санитарно-гигиенические меры (мыли, стригли, переодевали, приучали к элементарным культурным и бытовым навыкам). Содержание беспризорных детей в приемнике не превышало четырех месяцев, после чего дети либо направлялись в постоянное стационарное учреждение, соответствующее возрасту и развитию ребенка, либо возвращались домой, если находились их родители или родственники. Во время пребывания в приемном пункте несовершеннолетние находились под постоянным наблюдением педагогов и врачей, изучавших их физическое и психическое состояние, степень их умственного развития и склонности. Приемные пункты разделялись на два вида: I) по возрастным категориям: — для детей младшего возраста (от 8 до 14 лет); — для подростков (от 14 до 17 лет); II) по производственным признакам. В этих пунктах с подростками проводились занятия по ликвидации неграмотности, по обучению трудовым навыкам, по вовлечению в деятельность общественных организаций. Приемные пункты для несовершеннолетних от 14 лет принимали меры также и по устройству их на производство, в трудовые коммуны, колхозы. Число детей в приемниках не превышало 150 человек. Так, например, в Москве до 1932 г. имелось 4 детских приемных пункта, находившихся в ведении Московского отдела народного образования. Это: — приемник для дошкольного возраста обоего пола (до 8 лет); — приемник для мальчиков младшего возраста (от 8 до 13 лет); — приемник для мальчиков старшего возраста (от 13 до 16 лет); — приемник для девочек старшего возраста (от 8 до 16 лет). В детские приемно-распределительные пункты поступали несовершеннолетние после определенного срока пребывания их в детском приемном пункте. Здесь они подвергались более углубленному наблюдению и изучению, после чего направлялись в соответствующие их возрасту, психофизическому состоянию и степени социальной запущенности детские учреждения. До 1932 года в Москве функционировало два детских приемно-распределительных пункта: — приемно-распределительный пункт для дошкольников; — приемник-распределитель для старшего возраста (от 13 до 16 лет). С 1932 г. на базе этих пунктов был организован единый детский приемно-распределительный пункт для детей с 4 до 18 лет. Ввиду того что беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние в большом количестве передвигались по железным дорогам и водным путям, Народным комиссариатом путей сообщения был создан особый тип детского приемно-распределительного пункта — вагон-приемник на транспорте. Положение о работе по борьбе с детской беспризорностью на транспорте <*> указывало, что основными задачами работы по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних на транспорте были: ——————————— <*> Явилось дополнением к Приказу НКПС от 6 марта 1930 г. N 139 и утверждено НКПС и вступило в силу с 16 августа 1930 г.

— полное прекращение их передвижения по железнодорожным и водным путям сообщения; — организация на крупных и узловых пунктах вагонов-приемников для беспризорных несовершеннолетних; — передача задержанных беспризорных в органы Народного образования и Народного комиссариата труда. Осуществление указанных задач проводилось органами стрелковой охраны Народного Комиссариата путей сообщения, которые привлекали к этой работе как линейных сотрудников дороги в лице кондукторских бригад и проводников, так и широкую транспортную общественность путем создания общественно-добровольческих организаций — «ядер», входивших в систему общества «Друг детей». В целях объединения всей работы по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних на транспорте устанавливались шесть узлов: 1) московский; 2) ленинградский; 3) северокавказский; 4) украинский; 5) сибирский; 6) среднеазиатский. Одной из основных форм организации работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними на транспорте был вагон-приемник. В 1930 г. в ведении Народного комиссариата путей сообщения находилось сорок таких вагонов-приемников, которые распределялись по указанным выше узлам. В Москве работало три вагона-приемника: на Казанском, Октябрьском и Курском вокзалах. Штат каждого состоял из заведующего, двух воспитателей и служителя. Кроме того, работе вагона-приемника помогали старшие воспитанники, которые «приживались» с приемником, переставали бродяжничать и использовались в качестве сопровождающих при эвакуации детей по месту их жительства, а также при отправке их в соответствующие учреждения. Задачами вагона-приемника были: 1) работа с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними; 2) прием беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в течение суток и оказание им санитарно-гигиенической помощи, предоставление питания и приюта; 3) оказание помощи родителям в розыске сбежавших детей. Работа вагона-приемника велась следующим образом. Общественники в числе членов «ядер» дежурили на вокзалах, обходили и осматривали приходящие и уходящие поезда, перроны, пакгаузы и другие станционные здания. Обнаружив детей, общественники их опрашивали и принимали меры к оказанию помощи. Первым делом несовершеннолетние проходили освидетельствования состояния здоровья на врачебном пункте железнодорожного вокзала. Страдающие инфекционными болезнями или тяжелые больные сразу же направлялись в соответствующие лечебные учреждения. В случае необходимости вызывался санитарный автомобиль. Если же подросток был здоров, то его приводили в вагон-приемник, где он оставался в течение нескольких дней. Каждый вновь прибывший несовершеннолетний после регистрации и более подробной беседы направлялся на изоляционно-пропускной пункт, где подвергался санитарно-эпидемиологической и гигиенической обработке. Во время пребывания в вагоне-приемнике, которое, как правило, не превышало 4 — 5 дней, беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние получали питание, пользовались книгами и газетами из библиотеки приемника, с ними проводились беседы. Некоторые вагоны-приемники имели спортивные игры (шашки, шахматы), радио, музыкальные инструменты, иногда выпускались свои стенгазеты. Если во время пребывания беспризорного или безнадзорного несовершеннолетнего в вагоне-приемнике выяснялось, что у него есть родители, то предпринимались меры по отправке его домой. Воспитанники, сбежавшие из детских домов, возвращались, дети и подростки с физическими недостатками (слепые, инвалиды детства и др.) направлялись в соответствующие учреждения отделов Народного образования, наркоманы и психически больные — в лечебные заведения органов здравоохранения. Подростки, которым уже исполнилось 16 лет, передавались в ведение Народного комиссариата труда для устройства их на работу, а также в трудколонии, организованные в г. г. Орле и Саратове. Все остальные несовершеннолетние направлялись в соответствующие их возрасту и развитию детские дома. Значительный процент беспризорных на транспорте составляли девочки. После нахождения их в вагоне-приемнике они передавались в учреждения отделов народного образования, а вагоны-приемники Москвы направляли их в детские дома ст. Клязьма и Ростокино под Москвой. Только вагон-приемник Казанского вокзала за первый год своего существования (с 4 марта 1930 г. по 4 марта 1931 г.) пропустил 7 тысяч беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. А через все вагоны-приемники на транспорте с 1 апреля 1930 г. по 1 октября 1930 г. прошло свыше 26 тысяч подростков. Таким образом, мы можем утверждать, что вагоны-приемники на транспорте внесли свой весомый вклад в дело борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в масштабах всего советского государства.

——————————————————————