Проблемы у практиков или пробелы в законе?

(Медвецкий А. М.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 3)

ПРОБЛЕМЫ У ПРАКТИКОВ ИЛИ ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНЕ?

А. М. МЕДВЕЦКИЙ

Медвецкий А. М., судья Курского областного суда.

Проблемам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в последние годы уделяется повышенное внимание.

Это подтверждается изменениями, внесенными в 2003 — 2004 гг. в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», последние из которых действуют с января 2005 г.

Данный Закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Он определяет наряду с другими положениями основания и порядок помещения в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) при органах внутренних дел субъектов Федерации по специальным процедурам и по специфическим правилам.

Внесенные недавно изменения требуют от всех задействованных в реализации Закона органов согласованной работы в целях соблюдения прав и интересов несовершеннолетних. Особенно в части помещения в ЦВСНП таких правонарушителей, которые самовольно ушли из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа или совершили общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности либо правонарушения административного характера.

Эти несовершеннолетние, в случае их задержания, могут быть помещены в ЦВСНП по постановлению начальника органа внутренних дел (его заместителя или оперативного дежурного) на срок не более 48 часов. Решение об этом должно приниматься в течение трех часов с момента задержания несовершеннолетнего.

Обязательным условием для такого помещения является ряд указанных в Законе обстоятельств.

Частое общение с коллегами-судьями подтвердило известную мысль, что судебные ошибки редко допускаются в том случае, если прописанная правовая норма изложена ясно и просто, а ее толкование не вызывает у судьи сомнения.

Понятно, что в любом законе нельзя предусмотреть все многообразие обстоятельств его применения. Однако механизм использования основных положений закона не должен, видимо, вызывать неоднозначного понимания.

Обсуждаемый Закон хотя и действует почти шесть лет, но вопросов в части помещения несовершеннолетних в ЦВСНП меньше не стало.

Вот некоторые из них.

Нижняя граница возраста, с которого возможно по настоящему Закону помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП, — 11 лет (п. 4 ст. 15 Закона) указана только в отношении лиц, направляемых, ожидающих направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и самовольно ушедших из таких учреждений (пп. 1, 2, 3 п. 2 ст. 22).

В случае помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП по основаниям пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона нижним возрастом является возраст административной ответственности, предусмотренный ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, — 16 лет.

В то же время при помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона (когда им совершено общественно опасное деяние и административное правонарушение) нижний возраст в Законе не установлен.

Как указано в комментарии к ст. 2.2 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), от 10 декабря 1985 г., понятие «несовершеннолетний» охватывает широкий возрастной диапазон с семи лет, следовательно, вполне допустимо по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона помещать в центр временного содержания в установленном порядке несовершеннолетних с семилетнего возраста.

В соответствии со ст. 22 Закона по постановлению судьи на срок до 30 суток в ЦВСНП помещаются только те несовершеннолетние правонарушители, которые самовольно покинули специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и совершили общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности или правонарушение административного характера. При этом в двух последних случаях помещение в центр возможно, если личность не установлена, отсутствует место жительства в регионе, где совершено правонарушение, и при других указанных в Законе обстоятельствах.

Из смысла п. 4 ст. 22 Закона видно, что перед тем, как судье будут направлены материалы в отношении несовершеннолетнего (пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22 Закона), правонарушители должны быть помещены в ЦВСНП на срок не более 48 часов по постановлению начальника отдела милиции или его заместителя (п. 1 ст. 31.1; п. 4 ст. 22).

Помещение несовершеннолетнего в центр является обязательным, если в течение трех часов с момента доставки несовершеннолетнего в подразделение органа внутренних дел не установлена его личность, требуется защита его жизни и здоровья, необходимо предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния или он не имеет места жительства.

В случае, когда в течение первых 24 часов нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП будет установлено, что отпали основания, по которым он был направлен в центр (установлена личность, устранена угроза жизни и здоровью, появилась возможность передать его родителям), начальник отдела милиции или его заместитель вправе материалы в суд не направлять.

Но если эти основания не отпали?

Тогда после доставки правонарушителя в центр, расположенный в г. Курске, начальник отдела милиции или его заместитель за 24 часа до истечения двухсуточного срока должны обратиться в суд с ходатайством о необходимости поместить несовершеннолетнего в центр на срок до 30 суток и доставить его в суд по месту задержания (п. 1 ст. 31.1).

Предписанный Законом порядок рассмотрения материалов по ЦВСНП, по всей видимости, продиктован заботой о несовершеннолетних. И их помещение в центр на 48 часов вызвано необходимостью срочного изъятия несовершеннолетнего из сложившейся среды и создания ему приемлемых условий временного содержания.

Но можно себе представить, как нелегко районным отделам, расположенным в крайних точках нашей области, при нынешнем обеспечении техникой и горючим. Чтобы исполнить Закон, им следует в течение двух суток трижды выезжать в г. Курск. Первый раз — доставить в ЦВСНП несовершеннолетнего из района, где его обогреют, помоют, накормят и оденут; второй — доставить в районный суд для рассмотрения ходатайства; третий — возвратить его в ЦВСНП, если судья примет такое решение.

Поэтому становятся понятными причины нарушения в районных судах норм Закона, действующих в данной части уже более года.

Например, за прошлый 2004 г. ни у одного из судей за пределами г. Курска не было возможности рассмотреть материалы в строгом соответствии с Законом, когда бы несовершеннолетний правонарушитель вначале помещался в ЦВСНП на срок не более 48 часов, после чего материалы на него направлялись бы в суд.

Изменить ситуацию возможно только при условии, когда на несовершеннолетнего, пребывающего в ЦВСНП в течение двух суток, материалы о необходимости его дальнейшего там пребывания судье направлялись бы начальником ЦВСНП по месту расположения центра. Но для этого следует подправить п. 1 ст. 31.1 Закона.

Однако есть возможность обойтись и без поправок в Законе и выполнить его с меньшими затратами. Для этого требуется согласованность действий подразделений органов внутренних дел.

Так, решив поместить несовершеннолетнего в ЦВСНП на 48 часов и доставив его туда, начальник районного отдела, направляя ходатайство в суд о дальнейшем его пребывании до 30 суток, вправе рассчитывать на то, что в суд правонарушителя может доставить и представитель ЦВСНП, чья явка в судебное заседание предписана Законом.

Существует и другой вариант. Для этого работникам милиции следует исполнять п. 35 Инструкции об организации деятельности ЦВСНП от 2 апреля 2004 г. о предоставлении помещений для отдыха в ЦВСНП должностным лицам, сопровождающим несовершеннолетних. Тогда этот же сопровождающий и доставит правонарушителя на следующий день в суд.

Следующий вопрос касается судебного решения, принимаемого по итогам рассмотрения ходатайства о помещении несовершеннолетнего до 30 суток.

В одном случае (п. 3 ст. 31.2) судья должен принять решение по представленным материалам о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП или об отказе в удовлетворении ходатайства, в другом (п. 4 ст. 22) — по тем же материалам решить вопрос о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетнего.

Так какое решение следует принять судье, если имеется необходимость помещения несовершеннолетнего в центр: помещать его или продлевать срок содержания в центре? И это при том, что другого порядка, кроме предварительного помещения правонарушителя в центр на 48 часов, Закон не предусматривает.

А как быть начальнику отдела милиции? Если отпала необходимость помещать несовершеннолетнего в центр на срок до 30 суток, а он там находится 48 часов, — обращаться в суд с материалами об освобождении из центра? Явное противоречие в приведенных статьях.

Если следовать Закону, то на 48 часов поместить несовершеннолетнего в ЦВСНП начальник отдела милиции вправе, а вот по истечении этого срока освободить его от дальнейшего пребывания может только судья.

Очевидная нестыковка норм п. 4 ст. 22 и п. 3 ст. 31.2 Закона.

Понятно, что Закон отличается своей специфичностью, как на это указал в своем Определении Конституционный Суд РФ от 5 ноября 2002 г., однако некоторые детали процесса было бы неплохо урегулировать.

Допустим, в случае истечения предусмотренного срока (48 часов) несовершеннолетний может быть освобожден от дальнейшего пребывания в ЦВСНП. Но что делать с таким правонарушителем, если срок истек, он не имеет места жительства на территории области или пребывание вне стен центра угрожает его жизни или здоровью, а материалы представлены судье по истечении установленного срока?

Ответ на этот вопрос Закон не содержит, но отказать в приеме ходатайства судья, видимо, не вправе, так как такой нормы в Законе нет.

Следовательно, даже если материалы на несовершеннолетнего поступят судье за час или два до истечения предусмотренного срока, судья обязан их рассмотреть и разрешить судьбу несовершеннолетнего на ближайшее время.

Безусловно, что орган внутренних дел обеспечивает в таком случае присутствие адвоката, прокурора, представителя ЦВСНП и других установленных лиц.

Не до конца в Законе урегулирована ситуация, когда в судебное заседание не является прокурор или адвокат, а срок рассмотрения ходатайства начальника отдела милиции истекает, при том что в Законе не предусмотрена возможность отложения судебного заседания.

Отсутствие такой нормы предполагает, видимо, безусловное исполнение Закона всеми заинтересованными сторонами при достаточном для этого времени — 24 часа.

Обеспечение конфиденциальности в процессе с участием несовершеннолетнего предусматривает ст. 8 Пекинских правил 1985 г., но анализируемый нами Закон такой нормы не содержит.

Очевидно, судья, рассматривая материалы на несовершеннолетнего, должен проводить судебное заседание в закрытом режиме, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности и во избежание ущерба его репутации.

Закон не оговаривает процедуру продления срока пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП на 15 суток (п. 6 ст. 22).

Кто входит в суд с ходатайством об этом, в течение скольких дней до истечения срока, какие должны быть «исключительные», как указано в Законе, случаи продления срока?

На эти вопросы ответов тоже нет.

Видимо, приемлем такой вариант, когда с таким ходатайством будет обращаться в суд начальник ЦВСНП, так как вопросами устройства несовершеннолетнего (передача родителям, направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, установление личности) в течение до 30 суток занимается центр. И при обстоятельствах, препятствующих устройству, о которых известно только ЦВСНП, его начальник и должен ходатайствовать перед судом с представлением материалов, подтверждающих исключительность случая. Такое обращение может иметь место за 48 часов до истечения 30-суточного срока.

Рассматриваться ходатайство судьей должно, по всей видимости, в установленный п. 2 ст. 31.2 Закона суточный срок.

Представляется, что порядок проведения судебного заседания не должен отличаться от установленного для помещения несовершеннолетнего в центр.

Приведенные выше неясности в Законе с учетом повышенного внимания государства к проблемам несовершеннолетних, которое ощущается в последнее время, требуют дальнейшего совершенствования норм данного Закона в целях соблюдения их прав в более полном объеме.

——————————————————————