Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной

(Ильина О. Ю.) («Семейное и жилищное право», 2006, N 4)

БРАК КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ

О. Ю. ИЛЬИНА

Ильина О. Ю., заведующая кафедрой гражданского права Тверского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Для современной России характерны деформации семьи и брака как общественных институтов. Если в советские времена представление о семье как о ячейке общества, вне которой человек является социально ущербным, было преобладающим, то теперь отношение прямо противоположно. Как следствие вышеизложенных обстоятельств многие наши сограждане перестали воспринимать семью и брак как важные ценности и жизненный приоритет. Если в 50-е и 70-е гг. прошлого века на 100 браков приходилось соответственно 7 и 15 разводов, то в 2003 г. на каждые четыре зарегистрированных брака приходилось три развода <1>. ——————————— <1> О положении семей в Российской Федерации. М., 1998. С. 28.

Брак уже не представляет собой для мужчины и женщины ни социальную, ни правовую значимость. Опять-таки по данным социологических исследований, все большее число мужчин и женщин предпочитают не регистрировать свои отношения, выбирая новые формы сожительства: «гостевой брак», «партнерский брак» и др. По данным последней переписи населения, 50% российских женщин не замужем, причем из каждой тысячи 175 никогда не состояли в браке. Из 34 млн. супружеских пар в России у 3,4 млн. (9,8%) брак не был зарегистрирован <2>. ——————————— <2> Там же. С. 18 — 19.

На наш взгляд, с точки зрения государственно-правового регулирования брачно-семейных отношений современная ситуация может быть охарактеризована как противоречие публичных и частных интересов. С одной стороны, отдельные индивидуумы выражают свой интерес, совместно проживая с лицами того же пола, называя это сожительство браком; признают такое явление, как многоженство (многомужество); предпочитают проживать в незарегистрированном браке и т. п. С другой стороны, государство и общество не признают подобные социальные изменения имеющими право на существование как не соответствующие установленному законодателем «стандарту» брачно-семейных отношений. Такая ситуация характерна не только для нашего государства. Отдельные страны восприняли подобные элементы «модернизации» семьи и брака: признаются однополые браки и даже разрешается усыновление такими супругами детей; применяется процедура регистрации заключения и расторжения брака по Интернету и т. п. Российское законодательство, продолжая следовать установленным традициям, императивно регламентирует отношения, связанные с оформлением брачно-семейных связей. Считаем необходимым выяснить в связи с этим, насколько возможно и целесообразно установление государством формы брачно-семейных отношений, как при этом соотносятся интересы публичного содержания с частными интересами мужчины и женщины. Значительное внимание публичному интересу в регулировании отношений между супругами уделял дореволюционный русский цивилист И. А. Покровский. Он писал: «Государство взяло на себя ту роль, которую раньше играла церковь. Не интересы супругов как частных лиц, как некоторых «самоценностей» стоят при юридической нормировке брака на первом месте, а интересы чего-то, вне их находящегося. Если церковь охраняла брак как религиозное таинство во имя высших трансцендентных благ, то теперь государство охраняет его как некоторое социальное учреждение во имя таких или иных земных интересов общественности… Брак… есть некоторый от воли супругов независимый нравственный и юридический порядок… Замена церкви государством ничего не изменила по существу: ныне святость брака провозглашается в интересах государства» <3>. Взаимодействие интересов супругов и интересов государства, по мнению И. А. Покровского, и мы с ним полностью согласны, проявляется в выполнении мужчиной и женщиной особого социального предназначения. «От воли частных лиц зависит вступить или не вступить в брак, но раз они вступили, они уже не принадлежат себе, так как должны выполнять теперь некоторую социальную функцию» <4>. ——————————— <3> Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998. С. 171. <4> Там же.

История семейного законодательства нашего государства имеет три Кодекса, регулировавших брачно-семейные отношения в различные периоды, а также ныне действующий Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ). Заметим, что все Кодексы, кроме СК РФ, содержали в своих названиях четкое разграничение предмета правового регулирования: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, Кодекс законов о браке, семье и опеке, Кодекс о браке и семье. Таким образом, законодатель устанавливал специфику регулирования отношений между супругами, называя это «брачным правом», и отношений, возникающих между другими членами семьи. Очевидно, это свидетельствует о разной правовой характеристике таких социальных институтов, как семья и брак. В связи с чем ныне действующий СК РФ следует признать не соответствующим общей тенденции регулирования семейных отношений. Ныне действующий Семейный кодекс РФ, продолжая традиции отечественного законодателя, предусматривает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным. Соответствующие указания содержатся в ст. 2 СК РФ, непосредственная регламентация отношений, складывающихся между мужчиной и женщиной при заключении, прекращении или признании брака недействительным, осуществляется нормами разд. II Кодекса. Итак, обратимся к нормам законодательства, содержащим требования, предъявляемые к браку. 1. Во-первых, необходимо наличие ряда условий. Согласно п. 1 ст. 12 СК РФ таковыми являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, а также достижение ими брачного возраста. Важным признаком, характеризующим согласие будущих партнеров, является не только его добровольность, но и взаимность. При подаче заявления о регистрации заключения брака закон допускает личное присутствие только одного из лиц, вступающих в брак, если им предоставлено нотариально удостоверенное согласие второго партнера. На наш взгляд, в такой ситуации приоритет имеют интересы того из будущих супругов, который не может явиться в органы ЗАГСа для подачи заявления. Однако, если подобные обстоятельства имеют место на момент государственной регистрации, мы наблюдаем исключительно публичный интерес в регистрации данного акта гражданского состояния: она может быть произведена как в ЗАГСе, так и вне ЗАГСа, но обязательно в личном присутствии жениха и невесты, личном выражении согласия на вступление в брак каждым из них. Не менее важным условием заключения брака является достижение партнерами возраста, предусмотренного законом. В настоящее время на территории Российской Федерации установлен общий брачный возраст 18 лет, что совпадает с достижением лицом полной гражданской дееспособности. Поскольку фактические брачные отношения между юношами и девушками могут складываться и в более раннем возрасте, законодатель с целью обеспечения прав и интересов молодых людей допускает два способа снижения брачного возраста: — во-первых, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет; — во-вторых, порядок и условия, при наличии которых разрешается вступление в брак до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Названные нормы имеют различные варианты реализации в правотворческой и правоприменительной практике. Законодательные органы субъектов РФ по-разному подходят к определению как оснований для снижения брачного возраста, так и самого этого возраста. По нашему мнению, законодательное закрепление рассмотренных условий заключения брака призвано обеспечивать прежде всего интересы лиц, вступающих в брак. В то же время данные условия следует рассматривать как некие «стандарты», предусмотренные государством. От соблюдения этих стандартов как раз и зависит возможность заключения брака. Условия заключения брака можно назвать «положительными обстоятельствами» заключения брачного союза, поскольку их наличие обязательно. 2. Во-вторых, возможность заключения брака предполагает отсутствие обстоятельств, указанных в ст. 14 СК РФ. Не допускается заключение брака между: — лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке; — близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); — усыновителями и усыновленными; — лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. В исчерпывающий перечень сформулированных законодателем запретов входит пребывание лиц, намеревающихся вступить в брак (или одного из них), в другом зарегистрированном браке. На наш взгляд, установление этого правила отвечает прежде всего интересам потенциального супруга в новом браке. В то же время следует заметить некоторое несоответствие норм семейного законодательства, регулирующих рассматриваемые отношения. Согласно п. 1 ст. 25 СК РФ брак, расторгаемый в органах ЗАГСа, прекращается со дня внесения сведений об этом в книгу регистрации, а брак, расторгаемый в суде, — со дня вступления решения суда в законную силу. Как правило, если брак расторгается в органах ЗАГСа, супруги в этот же день получают и свидетельство. Если же брак был расторгнут в суде и бывшие супруги (или один из них) получили вступившее в законную силу решение суда, то юридически брак уже прекращен и нет препятствия в виде нерасторгнутого брака для заключения последующего! В данном случае государство путем установления прямого запрета возлагает на бывших супругов обязанность по получению свидетельства о расторжении брака. Такой порядок, безусловно, соответствует четкой регламентации процедуры государственной регистрации с целью обеспечения личных и общественных интересов. Близкое родство мужчины и женщины также исключает возможность вступления их в брак между собой. Как свидетельствуют средства массовой информации, треть всех браков, регистрируемых в Москве, заключается между близкими родственниками <5>. Наличие данного препятствия проверить невозможно, поэтому вся ответственность ложится на лиц, вступающих в брак. ——————————— <5> Московский комсомолец. 2004. 11 октября.

Брак между двоюродными братьями и сестрами не может быть заключен в 30 западных государствах. А вот в странах Ближнего Востока, Азии и Африки, наоборот, такие браки считаются предпочтительными. Ситуация может быть осложнена и внебрачным родством, наличие которого подтвердить тоже не всегда возможно. Показания сторон, свидетелей не могут быть, по нашему мнению, исключительными доказательствами наличия близкой степени родства. В разных странах определен различный круг родственников, между которыми не допускаются браки. Помимо родства препятствовать заключению брака в ряде зарубежных стран могут и отношения свойства <6>. ——————————— <6> Хазова О. А. Брак и развод в буржуазном семейном праве: сравнительно-правовой анализ / Отв. ред. А. А. Рубанов. М., 1988. С. 53.

Заметим, что в силу п. 9 ст. 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» руководитель органа ЗАГСа может отказать в государственной регистрации заключения брака только в том случае, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака. По нашему мнению, данный вопрос нуждается в особом рассмотрении с позиции обеспечения интересов лиц, вступающих в брак, а именно: кто и в какой момент может сделать заявление о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака? Дело в том, что на практике сотрудник органа ЗАГСа достаточно часто обращается с предложением сделать подобные заявления к лицам, присутствующим при регистрации заключения брака. Предположим, что родители одного или обоих из будущих супругов или любые третьи лица, возражающие против предстоящего бракосочетания, делают соответствующее заявление. Действия сотрудника органа ЗАГСа в такой ситуации не регламентированы, в связи с чем правовые последствия прозвучавшего заявления совершенно не ясны. Поскольку все обстоятельства, названные в ст. 14 СК препятствиями к заключению брака, могут быть подтверждены письменными доказательствами (решение суда об установлении усыновления, о признании лица недееспособным, свидетельства о рождении жениха и невесты, свидетельство о заключении брака одним из них), считаем необходимым внести дополнение в п. 9 ст. 27 Закона «Об актах гражданского состояния», указав на вид доказательств. Также с целью обеспечения интересов будущих супругов следует дополнить названный пункт правилом, согласно которому письменные доказательства, подтверждающие наличие препятствий к вступлению в брак, могут быть представлены в орган ЗАГСа до назначенной даты государственной регистрации заключения брака. Первый российский Кодекс, устанавливающий процедуру регистрации гражданского (светского) брака, содержал указание на соблюдение при этом принципа публичности. Согласно ст. 52 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве браки заключались публично в специально предназначенном для этого помещении в определенные заранее дни и часы, что подлежало обнародованию. В соответствии с ныне действующим законодательством приоритет имеют частные интересы лиц, вступающих в брак, публичное извещение о предстоящей регистрации не предусматривается. Заметим, что в большинстве европейских государств публикация извещения о предстоящем заключении брака является одним из условий официальной регистрации. Такая публикация производится с целью осведомления неопределенного круга лиц о намерении жениха и невесты вступить в брак для того, чтобы лица, знающие о наличии препятствий к этому браку, имели возможность предупредить должностное лицо, ведущее акты гражданского состояния. Например, в Швейцарии для такого предупреждения установлен 10-дневный срок с момента опубликования <7>. ——————————— <7> Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В. В. Залесского. М., 2004.

Заметим, что перечень условий и препятствий для заключения брака является неизменным в течение всей истории российского семейного законодательства, начиная с Декретов ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» <8> и от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака» <9>. ——————————— <8> СУ РСФСР. 1917. N 11. Ст. 160. <9> Там же. N 10. Ст. 152.

3. Согласно п. 1 ст. 10 СК брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Поскольку государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства (п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»), необходимо выявить соотношение публичных и частных интересов при государственной регистрации заключения брака. На наш взгляд, превалирует в данных отношениях публичный интерес, а регламентация их осуществляется императивными нормами. Деятельность органов ЗАГСа осуществляется в соответствии с административно-правовыми нормами, хотя непосредственно регистрируемые акты являются гражданско-правовым институтом. Такой подход законодателя представляется оправданным: только при соблюдении установленных государством правил отношения между мужчиной и женщиной признаются браком, социальные отношения приобретают характер правовых. Процедура государственной регистрации заключения брака имеет важное значение еще и потому, что на этом этапе лица, вступающие в брак, подтверждают свое добровольное согласие на вступление в брак, выраженное предварительно в заявлении о регистрации заключения брака. На наш взгляд, именно в этот момент согласие на вступление в брак приобретает правовой характер и должно рассматриваться как условие заключения брака. Ведь в течение месяца намерения мужчины и женщины могли измениться, в связи с чем их волеизъявление при подаче заявления о регистрации брака не имеет правового значения. Законодательство отдельных зарубежных государств (Италии, Швейцарии и др.) содержит и такой правовой институт, как помолвка — обещание вступить в брак, данное друг другу мужчиной и женщиной в форме официального документа или извещения о намерении вступить в брак. Разрыв помолвки без серьезного на то основания, возникшего по вине другого помолвленного, порождает у лица, разорвавшего помолвку, обязательство возместить другому лицу убытки, понесенные им в результате помолвки, а именно: произведенные расходы и вытекающие из заключенных во исполнение помолвки обязательств. Также бывшие помолвленные обязаны возвратить друг другу подарки <10>. ——————————— <10> Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В. В. Залесского. М., 2004. С. 29, 49 — 50.

Тяга к заимствованию зарубежного опыта выражается и в предложениях о внесении соответствующих изменений в СК РФ. Так, Л. Е. Чичерова считает необходимым дополнить ст. 10 СК РФ п. 3 следующего содержания: «Лицо, отказавшееся от заключения брака, обязано возместить другой стороне расходы, понесенные последней после подачи заявления о регистрации брака в связи с приготовлением к бракосочетанию. Лицо освобождается от возмещения таких расходов, если докажет, что отказ от брака был вызван противоправным поведением другого лица, сокрытием им обстоятельств, имеющих для отказавшегося от брака существенное значение (наличие ребенка, судимость, тяжелая болезнь, бесплодие и т. п.), о наличии которых данное лицо не знало и не должно было знать» <11>. ——————————— <11> Чичерова Л. Е. Указ. соч. С. 10.

Такая позиция вызывает принципиальные возражения. Отношения, складывающиеся между мужчиной и женщиной после подачи заявления о регистрации брака, не являются правовыми и не входят в предмет семейно-правового регулирования. В связи с чем принятые ими на себя обязательства имеют морально-нравственное, а не правовое значение. Поэтому принуждение к исполнению обязательств такого рода с точки зрения закона невозможно. Более того, как уже отмечалось выше, установление срока между подачей заявления и непосредственно регистрацией заключения брака не случайно: именно в момент регистрации и выражается добровольное взаимное согласие на вступление в брак. Как уже отмечалось, в последнее время в отдельных зарубежных государствах и в России растет число незарегистрированных браков — так называемых фактических брачных отношений. В большей степени эти отношения соответствуют понятию «гражданский брак», который предполагает совместное проживание и субъективное отношение к нему как к стабильному союзу. Способы решения проблемы распространения фактических брачных отношений, предложенные в зарубежном законодательстве, внимательно проанализировала А. Д. Толстая в своей статье «Фактический брак: перспективы правового развития» <12>. ——————————— <12> Закон. 2005. N 10. С. 21 — 29.

На наш взгляд, названные и другие авторы, поддерживающие такую позицию, пытаются как бы «реабилитировать» в общественном сознании изменение представлений о браке. Согласимся, ныне действующее российское законодательство не обеспечивает в полном объеме охрану и защиту прав и интересов фактических супругов. Но, очевидно, это и не нужно. Общество может быть признано нормально существующим при наличии баланса интересов публичных (государства и самого общества) и частных (отдельных членов общества). Брачно-семейные отношения, занимающие значительное место среди иных общественных отношений, приобретают характер правовых отношений лишь при соблюдении установленных государством правил. Иначе говоря, интересы мужчины и женщины будут подлежать правовой защите со стороны государства только при выполнении встречного условия государственной регистрации заключения брака. Именно такой вариант предполагает оптимальное соотношение частных и публичных интересов. При рассмотрении условий и препятствий к заключению брака мы не можем оставить без внимания ст. 15 СК РФ, содержащую неизвестные ранее российскому семейному законодательству нормы. Речь идет о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак. Такое обследование, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства лиц, вступающих в брак, бесплатно и только с их согласия. Социальная значимость медицинского обследования будущих супругов подтверждается следующими данными. В 2004 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации был проведен опрос 5000 респондентов в возрасте от 18 лет до 27 лет по вопросу о необходимости представления в ЗАГС медицинской справки о состоянии здоровья лиц, регистрирующих брак: 65 процентов респондентов высказалось «за», 15 — «против» и 20 воздержалось <13>. ——————————— <13> Проблемы семейного здоровья // Клиническая медицина. 2005. N 8. С. 7 — 10.

В некоторых зарубежных государствах состояние здоровья лиц, вступающих в брак, признается необходимым условием его заключения. Так, например, в США департамент здравоохранения каждого штата утверждает список заболеваний, информацию о которых лицо, болеющее ими или болевшее, обязано сообщить при вступлении в брак. При этом целый ряд заболеваний препятствует вступлению в брак <14>. В целях обеспечения здорового потомства законодательство Франции также предусматривает запрет на вступление в брак лиц, страдающих определенными заболеваниями. Статья 63 Французского гражданского кодекса обязывает будущих супругов представить должностному лицу, ведущему акты гражданского состояния, медицинские свидетельства, выданные не ранее чем за два месяца и удостоверяющие, что данные лица подверглись медицинскому обследованию на предмет вступления в брак <15>. ——————————— <14> Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В. В. Залесского. М., 2004. С. 35. <15> Там же. С. 41 — 42.

В ходе работы над проектом Семейного кодекса РФ высказывались предложения об обязательном медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, и обязательном информировании друг друга о результатах обследования. Несмотря на то что подобные инициативы не были приняты во внимание, отдельные авторы продолжают их развивать. В частности, Л. Е. Чичерова обосновывает целесообразность формулирования ст. 15 СК РФ в следующей редакции: «1. Лица, вступающие в брак, обязаны пройти медицинское обследование, а при необходимости и консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, результаты которых обязательно сообщаются только лицам, подавшим заявление о регистрации брака. 2. Сокрытие тяжелой болезни, а равно болезни, опасной для другого супруга, их потомков, является основанием для признания брака недействительным по требованию другого супруга» <16>. ——————————— <16> Чичерова Л. Е. Ответственность в семейном праве: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 9.

Солидарность по данному вопросу выражает и О. Г. Куриленко, отмечая при этом необходимость утверждения Правительством РФ Перечня соответствующих заболеваний <17>. «Его следует расширить за счет наиболее распространенных тяжелых или заразных хронических заболеваний, представляющих угрозу для здоровья другого супруга или потомства, а также патологий, исключающих нормальные супружеские отношения» <18>. Наряду с венерическими заболеваниями О. Г. Куриленко предлагает считать основанием для признания брака недействительным сокрытие одним из партнеров неспособности иметь детей, наличие туберкулеза, диабета и ряда других заболеваний. ——————————— <17> Куриленко О. Г. Указ. соч. С. 14. <18> Там же.

По нашему мнению, авторы занимают не вполне последовательную позицию в данном вопросе. Ведь если медицинское обследование и сообщение его результатов лицам, вступающим в брак, будут обязательными, это исключит саму возможность сокрытия заболевания! Более того, использование терминологии «тяжелая болезнь», «опасная болезнь» допускает расширительное толкование данных понятий, поскольку любая болезнь тяжела и опасна по-своему. Обратимся теперь к характеристике иных признаков брака, упоминаемых представителями науки семейного права. Речь идет о браке как равноправном союзе мужчины и женщины, о пожизненном характере такого союза, о наличии у супругов взаимных прав и обязанностей, о рождении и воспитании детей как цели брака и т. п. Безусловно, названные и другие признаки брака имеют место быть и в ряде случаев находят свое выражение в нормах семейного законодательства. Однако, по нашему мнению, это производные признаки брака. Иначе говоря, союз мужчины и женщины может быть признан браком и при отсутствии данных признаков. Лишь после государственного признания союза браком возникают взаимные права и обязанности супругов, все вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК РФ) и т. д. Поскольку государство в императивном порядке определяет условия и порядок заключения брака, значит, оно заинтересовано в наличии именно такой правовой формы данного социального института. Желание мужчины и женщины вступить в брак прямо зависит от соблюдения установленных условий, препятствий и процедуры заключения брака. Частные интересы лиц, вступающих в брак, должны соответствовать интересам общества и государства. Несоблюдение названных правил может быть основанием для отказа в государственной регистрации заключения брака или же для признания недействительным уже заключенного брака. Такие признаки брака, как создание семьи, воспитание детей, ведение совместного хозяйства и т. д., на наш взгляд, не имеют государственно-правового характера. В большей степени их наличие и содержание определяются частными интересами супругов — мужчины и женщины, союз которых уже признан государством. Таким образом, превалирование частноправовых и публично-правовых начал в характеристике брака как семейно-правового института позволяет определять его в двух значениях. 1. Будучи формой государственного признания отношений мужчины и женщины, брак представляет собой союз мужчины и женщины, заключенный при наличии условий и отсутствии препятствий, предусмотренных законно, и зарегистрированный в установленном законом порядке. 2. Будучи сферой реализации частных интересов супругов, брак представляет собой свободный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи, порождающий их взаимные права и обязанности.

——————————————————————