Жилищный кодекс РФ и права несовершеннолетних на жилые помещения

(Кирилловых А. А.) («Адвокат», 2007, N 9)

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ И ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых А. А., юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Жилищный кодекс РФ 2004 г. <1>, принятый с целью решить накопившиеся проблемы регулирования жилищных отношений, сам породил иные не менее проблемные ситуации, связанные с защитой законных прав на жилые помещения отдельных категорий граждан. Речь идет о новеллах, которые до сих пор не могут получить должного разрешения в правоприменительной практике, приводя к различным толкованиям на уровне как обычных граждан, так и судебных органов. ——————————— <1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14.

Особое социальное напряжение вызывают нормы Жилищного кодекса о правах и обязанностях граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении (ст. 31 ЖК РФ). Содержательная составляющая норм указанной статьи определяет всю абсурдность юридической техники и правовых ляпов законодателя. Жилищное законодательство исходит из понятия «член семьи собственника», т. е. лица, проживающего в принадлежащем собственнику жилом помещении. В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ членами семьи собственника являются его супруг, а также дети и родители данного собственника. Кроме того, к членам семьи относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении также иные лица (граждане), если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Членство в семье законодатель связывает с возникновением определенных прав и обязанностей у лица по отношению к собственнику, что, как считает И. А. Дубровская, «…сохраняет значение юридического факта в фактическом составе, порождающем право пользования чужим жилым помещением» <2>. ——————————— <2> См.: Дубровская И. А. Выселение бывших членов семьи собственника // Жилищное право. 2007. N 3.

Основаниями для признания лица членом семьи собственника могут служить не только брачно-семейные отношения (из этого, в частности, исходит Жилищный кодекс РФ, формулируя порядок выселения бывшего супруга), но и иные обстоятельства; необходимо лишь подтвердить факт проживания. Следует исходить из общего понимания члена семьи собственника, определенного по аналогии с членом семьи нанимателя, статус которого лицо могло получить при вселении его в таком качестве либо в случае ведения общего хозяйства, несения совместных расходов с нанимателем. По мнению И. А. Дубровской, «использование законодателем понятия «граждане, постоянно проживающие вместе с нанимателем (собственником)» указывает на то, что существо отношений между собственником и лицами, которым он разрешил проживать вместе с ним, играют меньшую роль» <3>. ——————————— <3> См.: Дубровская И. А. Указ. соч.

Между тем именно этот важный критерий далеко не всегда учитывается законодателем, что приводит к негативным нормативным решениям, например при определении членов семьи собственника, корреспондирующим по ходу толкования с совершенно нелогичными правовыми выводами относительно бывших его членов. На первый взгляд, ситуация с изложением понятий указанной статьи выглядит вполне адекватно и с точки зрения защиты прав собственника, и предшествующей практики, когда бывший супруг продолжал проживать на одной жилплощади с собственником, нарушая право последнего на осуществление соответствующих полномочий владельца жилой площади. Это еще можно понять, если уйти от формальной ее составляющей. Но что делать с отдельными категориями, содержательная часть которых не укладывается в рамки здравого смысла? Предлагаемое в ЖК РФ понятие «член семьи собственника» как нельзя лучше показывает нормативные ошибки, ведущие к тому, что в категорию «бывших» могут попасть не только лица, прекратившие брачно-семейные отношения, но и дети самого собственника. Ситуация осложняется еще и тем, что в Жилищном кодексе нет понятия «бывший член семьи собственника». Имеется лишь указание: «В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется» (п. 4 ст. 31 ЖК РФ). Непонятно, что вкладывал законодатель в содержание указанной нормы, говоря о прекращении семейных отношений. Видимо, логика законодателя сводилась к тому, что член семьи собственника состоит с последним в семейных отношениях. Отсюда и понимание юридической связи последствий прекращения семейных отношений. Вероятнее всего, бывший член семьи собственника — это лицо, утратившее (прекратившее) с собственником семейные отношения. Но как тогда понимать норму Жилищного кодекса РФ, где речь идет об обеспечении иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства? Несомненно, речь идет в том числе о несовершеннолетних детях собственника, которые в данном случае уже определены как члены семьи бывшего супруга собственника жилого помещения. Семейные отношения — это отношения, с которыми закон связывает определенные правовые последствия: возникновение семейных прав и обязанностей супругов. При этом приоритетность защиты прав несовершеннолетних (п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ) <4> — неотъемлемый элемент обязательств обоих супругов, исполнение которых в данной ситуации отдается на «откуп» исключительно желанию супруга-собственника, что в корне неверно. ——————————— <4> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

В соответствии с пунктом 4 ст. 60 СК РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Однако гарантия прав несовершеннолетних детей на жилое помещение может вытекать из условий брачного договора между супругами, в котором супруги вправе предусмотреть порядок пользования жилым помещением при разводе и права несовершеннолетних детей. Между тем не может стать предметом брачного договора регулирование прав и обязанностей супругов в отношении детей (п. 3 ст. 42 СК РФ). Закон в данном случае исходит из равных прав и обязанностей супругов. Строгое требование закона не следует понимать буквально. По мнению Т. А. Ништ, «такой запрет не препятствует супругам включать в брачный договор положения, закрепляющие в случае расторжения брака переход какого-либо имущества, в том числе недвижимого, в собственность или безвозмездное пользование супруга, с которым остаются дети» <5>. ——————————— <5> См.: Ништ Т. А. Учет интересов несовершеннолетних детей в имущественных отношениях супругов // Юридический мир. 2007. N 3.

Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается, как правило, соглашением родителей. Примером решения проблемы возможна ситуация выдела ребенку определенной доли в праве собственности. Соглашение родителей при этом служит лишь решением вопроса о фактическом месте жительства ребенка, которое при наступлении определенных обстоятельств может быть изменено на жилое помещение собственника. Такая попытка — лишь небольшой шаг вперед в решении проблемы прав несовершеннолетних детей и вместе с тем своеобразный последний шанс для семей, где отношения супругов не могли быть построены по модели договорного режима их имущества. Следует все-таки вернуться к категориям жилищного права: «члены семьи собственника» — чересчур обобщенное понятие, к тому же обладающее дефектом односторонности и противоречивости с семейным законодательством, не может служить основанием для отнесения детей собственника к бывшим членам его семьи. Таким статусом может обладать другой супруг при потере юридической связи с собственником с момента регистрации соответствующего факта в органах записи актов гражданского состояния. Следует согласиться с мнением Н. В. Корниловой, считающей, что «супруг в отличие от родителей и детей не является родственником своего супруга. Супруги находятся в состоянии свойства, под которым понимается отношение определенной близости между людьми, возникающее не по непосредственному родству, а из брачного союза…» <6>. Отношения между ними действительно брачно-семейные и вполне закономерно укладываются в содержание требований законодателя к бывшему члену семьи нанимателя. ——————————— <6> См.: Корнилова Н. В. Проблемы определения круга лиц, имеющих право пользования жилым помещением собственника // Современное право. 2007. N 2.

Таким образом, определение «член семьи собственника», предложенное в жилищном законодательстве, не согласуется с нормами Семейного кодекса РФ, устанавливающими иные критерии в решении вопроса о семейных отношениях, которые применительно к несовершеннолетним обладают родственными основаниями, утрата которых в любом случае невозможна. Поэтому не оправданна в этом случае и судебная практика <7>, не основанная на логике здравого смысла и не учитывающая последствия принятия подобных решений в угоду формальному соблюдению требований закона. Вроде бы все предельно просто: несовершеннолетние дети в любом случае будут пользоваться жилым помещением, даже в случае развода их родителей. Между тем законодатель за обобщением трактовки жилищных прав бывших членов семьи собственника не оставил судам шанса на иное толкование соответствующей нормы. Вариант для поведения в данной ситуации был бы иным, если бы буквальное толкование положений ЖК РФ в отношении несовершеннолетних лиц определялось понятиями семейного законодательства. Так называемые семейные отношения и их прекращение (утрата) никоим образом не затрагивали бы интересы несовершеннолетних, поскольку сложно себе представить бывших детей. Их связь с родителями основана не на принятии каких-то семейных обязательств супругов по отношению к детям, а обусловлена сущностью кровной связи как моральным аспектом, обеспечивающим возможность ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, реализация которого в условиях лишения права на проживание вряд ли возможна. Между тем, как следует из закона, спорная формулировка предлагается для целей жилищного законодательства и мало чем может соответствовать понятиям семейного права. Использование специальной терминологии может послужить основанием к изменению понятия «член семьи» путем исключения из него детей собственника. Технические изменения в соответствующую норму ЖК РФ, а также отсылка к нормам Семейного кодекса РФ позволят разрешить вопрос о правах детей на жилые помещения при разводе их родителей в ситуации, когда один из них теряет право члена семьи собственника. ——————————— <7> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5.

Практика разрешения споров о правах бывших членов семьи собственника в скором времени должна получить иное направление, поскольку именно суды, обобщая те или иные категории дел, связанные с применением норм соответствующего законодательства, определяют вектор развития совершенствования правовой базы. Законодатель в этом случае обязан своевременно уловить позицию судебных органов, соотнеся ее с общественно-социальной практикой в столь важной сфере правовых отношений.

——————————————————————

Вопрос: Гражданка приняла опеку над ребенком. Позже она узнала, что ребенок может воспитываться в приемной семье, а приемный родитель будет получать за это деньги. Она просит переоформить опеку в приемную семью. Возможно ли это? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Гражданка приняла опеку над ребенком. Позже она узнала, что ребенок может воспитываться в приемной семье, а приемный родитель будет получать за это деньги. Она просит переоформить опеку в приемную семью. Возможно ли это?

Ответ: Если гражданин был назначен опекуном несовершеннолетнего ребенка, то существует возможность заключения этим же гражданином договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Для этого необходимо одновременно прекратить опеку над ребенком и заключить договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью (статья 152 Семейного кодекса Российской Федерации). Порядок передачи детей в приемные семьи и воспитания их приемными родителями определяется статьями 151 — 155 Семейного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 01.02.2005) «О приемной семье». В соответствии с п. 20 Положения о приемной семье, утвержденного вышеуказанным Постановлением, на воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Указанное Положение не исключает возможности передачи в приемные семьи детей, находящихся под опекой (попечительством). В соответствии с п. 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации право выбора для ребенка подходящей формы устройства принадлежит органам опеки и попечительства. Для того чтобы преобразовать опеку в приемную семью, опекун ребенка должен предварительно обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть приемным родителем. К заявлению должны быть приложены: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ. В соответствии с п. 10 Положения о приемной семье отрицательное заключение органа опеки и попечительства и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должны быть доведены до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения. Непосредственным основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. Опекуну, который обращается с заявлением о заключении с ним договора о приемной семье, необходимо знать, что в соответствии с п. 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок подачи и рассмотрения заявлений об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления или должностного лица определяется статьями 254 — 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Если заявление опекуна ребенка о заключении с ним договора о приемной семье рассмотрено положительно, то необходимо одновременно с заключением договора о приемной семье прекратить опеку. Для прекращения опеки опекуну необходимо подать в соответствии с п. 2 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации заявление об освобождении его от исполнения обязанностей опекуна по уважительной причине — в связи с заключением договора о создании приемной семьи.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: В настоящее время в судах рассматриваются дела о лишении родительских прав родителей, которые выразили письменное согласие на усыновление своих детей много лет назад в родильных домах по состоянию здоровья детей. Все несовершеннолетние находятся в специализированных детских домах. Необходимо ли в данных случаях лишение родителей прав для подтверждения социального статуса детей? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: В настоящее время в судах рассматриваются дела о лишении родительских прав родителей, которые выразили письменное согласие на усыновление своих детей много лет назад в родильных домах по состоянию здоровья детей. Все несовершеннолетние находятся в специализированных детских домах. Необходимо ли в данных случаях лишение родителей прав для подтверждения социального статуса детей?

Ответ: Дети считаются оставшимися без попечения родителей не только в случае лишения или ограничения родительских прав их родителей. В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации этот правовой статус возникает также при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Моментом возникновения у ребенка статуса оставшегося без попечения родителей следует считать установление органом опеки и попечительства факта отсутствия попечения его родителей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 217) орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То обстоятельство, что родители ребенка дали согласие на его усыновление непосредственно сразу после рождения ребенка, имеет значение прежде всего для процедуры усыновления. В соответствии со ст. 129 Семейного кодекса Российской Федерации согласие родителей ребенка необходимо для его усыновления. Это согласие может быть отозвано родителем в любой момент до вынесения решения суда о его усыновлении. Основанием для постановки ребенка на учет в качестве оставшегося без попечения родителей является не согласие на усыновление, а факт отказа родителей взять своего ребенка из лечебного учреждения. Отказ может быть устным или письменным, это не имеет никакого значения. Важно то, что руководитель медицинской организации, в которой оставлен ребенок, обязан в соответствии с п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Если орган опеки и попечительства по получении этого сообщения предпринял все необходимые действия, то необходимый статус у ребенка возник. В случае, если в этом у кого-либо (например, у администрации вуза и т. п.) возникнут сомнения, орган опеки и попечительства вправе выдать ребенку справку о том, что он состоит на первичном учете как оставшийся без попечения родителей. Если орган опеки и попечительства не желает (не может) подобный документ выдать, законные представители ребенка вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридического значение (гл. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), — факта отсутствия родительского попечения. Вопрос о лишении родительских прав граждан, отказавшихся от своих детей по медицинским показаниям, решается следующим образом. Обращение в суд с заявлением о лишении родителей их прав — право, но не обязанность органа опеки и попечительства (см. п. 1 ст. 70 Семейного кодекса Российской Федерации). Органы опеки и попечительства созданы для защиты прав и интересов детей (см. ст. 121 Семейного кодекса), и если орган опеки своевременно поставил ребенка, оставленного в родильном доме, на первичный учет, ищет этому ребенку семью, то больше ничего от органа опеки и не требуется. Надо также знать, что судебное решение о лишении гражданина родительских прав закроет ему дорогу для усыновления (ст. 127 Семейного кодекса), опеки и попечительства (ст. 146 Семейного кодекса), приемной семьи (ст. 153 Семейного кодекса). Поэтому инициатива в вопросе лишения родительских прав в руках органа опеки и попечительства. Никто (в том числе и прокуратура) не вправе обязать орган опеки и попечительства подать в суд иск о лишении родительских прав.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: Кто является попечителем выпускника детского дома, подростка в возрасте 17 лет? Детский дом расположен в окружном центре, ребенок направлен из района, где ранее состоял на учете в органе опеки и попечительства. Где теперь он будет учитываться как оставшийся без попечения родителей: в городском органе опеки или по основному месту жительства? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Кто является попечителем выпускника детского дома, подростка в возрасте 17 лет? Детский дом расположен в окружном центре, ребенок направлен из района, где ранее состоял на учете в органе опеки и попечительства. Где теперь он будет учитываться как оставшийся без попечения родителей: в городском органе опеки или по основному месту жительства?

Ответ: Если ребенок когда-либо бы выявлен как оставшийся без попечения родителей и помещен в детское учреждение, то статус оставшегося без попечения родителей не прекращается. Ребенок был выявлен в районе по основному месту своего жительства. Орган опеки и попечительства был обязан в соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 217) провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка. Если по истечении одного месяца со дня первичной регистрации ребенок не был устроен на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства должен был передать региональному оператору государственного банка данных о детях информацию о ребенке. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, в течение месяца с даты занесения сведений о нем в региональный банк данных о детях не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в 3-дневный срок должен был направить информацию федеральному оператору государственного банка данных о детях. Судя по тому, что ребенок длительное время находился в детском доме, все вышеперечисленные органы были обязаны совершить все эти действия. Только устройство ребенка в семью прекращает его статус оставшегося без попечения родителей. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является: устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью; возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю; достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия; смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей. В рассматриваемой ситуации оснований для прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях нет. Несмотря на достижение 17-летнего возраста, ребенок продолжает являться оставшимся без попечения родителей. В соответствии с п. 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Если по любым причинам ребенок не имеет родительского попечения, то в соответствии с п. 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита его прав и интересов возлагается на орган опеки и попечительства. На период пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на администрацию этого учреждения (п. 1 статьи 147 СК РФ). Как только пребывание в детском доме заканчивается, статус законного представителя ребенка возвращается к органу опеки и попечительства. В соответствии с п. 2 статьи 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, если на момент выявления ребенка орган опеки и попечительства по месту его постоянного жительства совершил все требуемые по закону действия (внес сведения о ребенке в журнал первичного учета, передал информацию о ребенке региональному оператору), то после выпуска из детского дома ребенок продолжает состоять на учете как ранее выявленный в районе. Соответственно, право принятия решений в отношении этого ребенка принадлежит этому органу опеки и попечительства (в районе). В принципе орган опеки и попечительства должен самостоятельно отслеживать срок выпуска детей из детских домов, поскольку в журнале первичного учета заполняются такие графы, как вид устройства ребенка и дата устройства. Если же при первичном выявлении ребенка установленные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 процедуры не были соблюдены, то при выпуске из детского дома необходимо ставить ребенка на учет как вновь выявленного. При этом подлежит применению статья 122 Семейного кодекса Российской Федерации, исходя из которой руководитель детского учреждения, из которого выпускается ребенок, должен сообщить о предстоящем выпуске в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (в рассматриваемом случае — в городской орган опеки). Получив эту информацию, орган опеки обязан внести сведения о ребенке в свой журнал первичного учета и далее действовать так, как предписано законом, — обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, затем обеспечить устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направить сведения о таком ребенке по истечении месяца для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: Девушка — круглая сирота (родители умерли) находилась на полном гос. обеспечении в ПУ. Будучи 16-летней, она зарегистрировала брак, согласие дал директор ПУ. Через год брак был расторгнут. Со слов девушки ее обманули, специально выдали замуж, чтобы продать ее квартиру, и она осталась без жилой площади. В настоящее время, в связи с совершением ею преступления (кражи), правоохранительные органы признают законными представителями девушки органы опеки и попечительства? Правомерно ли это? Является ли данная девушка полностью дееспособной? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Девушка — круглая сирота (родители умерли) находилась на полном гос. обеспечении в ПУ. Будучи 16-летней, она зарегистрировала брак, согласие дал директор ПУ. Через год брак был расторгнут. Со слов девушки ее обманули, специально выдали замуж, чтобы продать ее квартиру, и она осталась без жилой площади. В настоящее время, в связи с совершением ею преступления (кражи), правоохранительные органы признают законными представителями девушки органы опеки и попечительства? Правомерно ли это? Является ли данная девушка полностью дееспособной?

Ответ: В соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Таким образом, тот факт, что девушка расторгла брак, будучи 17-летней, сам по себе не влияет на объем ее гражданской дееспособности. Обстоятельства, при которых девушка вступила в брак, в принципе имеют важное значение. По общему правилу граждане Российской Федерации могут вступать в брак с восемнадцати лет. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (пункт 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации). Следовательно, для регистрации брака несовершеннолетним лицам необходимо получить согласие не от своих родителей (или иных законных представителей), а от руководителя органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об актах граждан ского состояния» одновременно с подачей заявления о заключении брака несовершеннолетнее лицо, вступающее в брак, должно предъявить разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста. Если такой документ не был предъявлен, то государственная регистрация брака подлежит аннулированию в соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» на основании решения суда. Таким решением может быть только решение о признании брака недействительным. В рассматриваемой ситуации могли иметь место следующие основания для признания брака недействительным: 1) отсутствие надлежаще оформленного согласия органа местного самоуправления на вступление в брак до достижения 18 лет. В этом случае право на предъявление в суд иска о признании брака недействительным имеют несовершеннолетний супруг, орган опеки и попечительства или прокурор; 2) фиктивность брака (отсутствие у одного или обоих супругов намерения создать семью). В этом случае право на предъявление в суд иска о признании брака недействительным имеют прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Однако в данном случае возможность признания брака недействительным, аннулирования записи о браке и принятия судом решения об утрате девушкой полной дееспособности отсутствует. Дело в том, что в соответствии с п. 4 статьи 29 Семейного кодекса Российской Федерации брак не может быть признан недействительным после его расторжения. Рассматриваемый случай не относится к числу исключений из этого правила. В данный момент девушка обладает полной гражданской дееспособностью, и у органа опеки и попечительства более нет прав предпринимать такие действия в ее защиту, как обращение с иском в порядке гражданского судопроизводства. Что же касается представительства в уголовном процессе, то оно не связано с наличием или отсутствием у подозреваемого (обвиняемого) полной гражданской дееспособности. В соответствии со ст. 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители На основании статьи 87 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Таким образом, объем гражданской дееспособности несовершеннолетнего не влияет на привлечение его к уголовной ответственности. В результате этой коллизии между гражданским и семейным законодательством, с одной стороны, и уголовным, уголовно-процессуальным законодательством — с другой, складывается ситуация, в которой для участия в гражданском процессе девушке законный представитель не нужен, а для участия в уголовном — нужен. Применив подпункт 12 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правоохранительные органы вполне справедливо пришли к выводу о необходимости привлечения в качестве законного представителя органа опеки и попечительства. Других перечисленных в этом подпункте лиц просто нет. Однако исходя из вопроса действительно не исключено, что регистрация брака с 16-летней сиротой производилась с целью завладеть ее имуществом. Возможно, в деяниях мужа девушки, а также администрации учреждения, в котором находилась девушка, есть признаки мошенничества (ст. 159 УК РФ), причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) или иных преступлений. Орган опеки и попечительства, которому известны обстоятельства регистрации брака, продажи квартиры и расходования полученных сумм, должен в этом случае ставить перед следствием вопрос о возбуждении уголовного дела. Возможно, девушка страдает одним из психических расстройств — слабоумие, умственная отсталость и др. В этом случае орган опеки и попечительства (или психиатрическое, психоневрологическое учреждение) вправе обратиться в суд с заявлением о признании ее недееспособной вследствие психического расстройства (статья 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: Как регистрировать ребенка и вносить сведения о матери в актовую запись, если мать при рождении ребенка в роддоме не предъявила документов, удостоверяющих личность (поступила без документов), и ушла (сбежала) из роддома? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Как регистрировать ребенка и вносить сведения о матери в актовую запись, если мать при рождении ребенка в роддоме не предъявила документов, удостоверяющих личность (поступила без документов), и ушла (сбежала) из роддома?

Ответ: Прежде всего необходимо отметить, что государственная регистрация рождения ребенка в подобных случаях производится на основании заявления, подаваемого в орган загса должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок (п. 2 статьи 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). В соответствии с п. 3 указанной статьи одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка. Поскольку в рассматриваемом случае роды происходили в медицинской организации, то документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды, — «медицинское свидетельство о рождении» — см. ст. 14 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Форма этого документа утверждена Приказом Минздрава РФ от 07.08.1998 N 241 «О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х». При заполнении медицинского свидетельства о рождении необходимо точно указать доподлинно известные врачу (фельдшеру, акушерке) сведения, в том числе фамилию, имя, отчество матери, место ее постоянного жительства, дату ее рождения, семейное положение и пр. Все эти сведения могут быть взяты только из документов, удостоверяющих личность (см. Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 23.01.2004) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»). При отсутствии доподлинно известных сведений о матери (даже при наличии матери в палате роддома) заполнение соответствующих граф медицинского свидетельства о рождении невозможно. С точки зрения закона мать ребенка неизвестна. Тем более не может быть известен отец ребенка, запись о котором совершается исключительно на основании предусмотренных законом документов (см. ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации). Дети, родители которых неизвестны, являются найденными (подкинутыми) — см. п. 1 статьи 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В соответствии с п. 3 указанной статьи сведения о фамилии, об имени и отчестве найденного (подкинутого) ребенка вносятся в запись акта о его рождении по указанию лица, обратившегося в загс. Сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка в запись акта о его рождении не вносятся. Вместе с тем в рассматриваемом случае не исключено и внесение в актовые книги записи о матери. Для этого органу опеки и попечительства необходимо предпринять немалые усилия. Потребуется обратиться в суд с заявлением об установлении факта рождения ребенка данной женщиной (статьи 264 — 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В силу специального указания пункта 4 статьи 14 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» запись о матери будет совершена на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной. Право на обращение в суд с подобного рода заявлением предоставлено органу опеки и попечительства статьями 56 и 123 Семейного кодекса Российской Федерации.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: Мать при рождении ребенка дала согласие на усыновление его любыми гражданами. Как закрепить жилую площадь (муниципальную) за ребенком? Как рассматривать этот вопрос, если мать оставила ребенка в родильном доме и ушла, не оставив заявление? Возможно ли применение в данном случае положений ст. 20 Гражданского кодекса? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Мать при рождении ребенка дала согласие на усыновление его любыми гражданами. Как закрепить жилую площадь (муниципальную) за ребенком? Как рассматривать этот вопрос, если мать оставила ребенка в родильном доме и ушла, не оставив заявление? Возможно ли применение в данном случае положений ст. 20 Гражданского кодекса?

Ответ: Исходя из вопроса, мать ребенка проживает в муниципальном жилом помещении как наниматель по договору социального найма жилого помещения (ст. 60 Жилищного кодекса РФ) или как член семьи нанимателя (статья 69 Жилищного кодекса). Первое, на что необходимо обратить внимание, это порядок закрепления муниципальной жилой площади. Понятие «закрепление жилой площади» используется в Федеральном законе N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п. 2 статьи 8 указанного Закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Таким образом, под местом закрепления жилой площади законодатель понимает место жительства ребенка, а под закреплением жилой площади — регистрацию ребенка (так называемая постоянная прописка). Необходимо также помнить, что в случаях, когда родитель является собственником жилого помещения, орган опеки и попечительства обязан в соответствии с п. 4 статьи 28 Федерального закона N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» направить сведения о проживающих в жилом помещении несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения. Поскольку в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства — это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации», для регистрации гражданина по месту жительства (для постоянной прописки) необходимо основание — право пользования жилым помещением. В приведенных в вопросе случаях оснований для регистрации ребенка по месту жительства матери нет, т. к. право пользования жилым помещением у ребенка не возникло. Это объясняется следующими причинами. 1. В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане рассматриваются как члены семьи нанимателя жилого помещения, если они проживают вместе с ним. Возможно, мать ребенка сама является нанимателем. В этом случае проживающие совместно с ней ее супруг, а также дети и родители относятся к членам ее семьи и приобретают права, указанные в п. 2 ст. 69. Возможно, нанимателем жилого помещения является другое лицо (например, родитель матери). В этом случае ребенок матери может быть признан членом семьи нанимателя, «если он вселен нанимателем в качестве члена его семьи и ведет с ним общее хозяйство». Иными словами, для возникновения права пользования жилым помещением необходим факт вселения ребенка. Порядок вселения определен статьей 70 Жилищного кодекса. 2. То обстоятельство, что мать оставила ребенка в родильном доме (независимо от того, какое заявление она при этом написала), в силу пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса свидетельствует о том, что ребенок является оставшимся без попечения родителей. В соответствии со статьями 122 — 123 Кодекса орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в детские учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, в рассматриваемой ситуации у матери не возникло полномочий по законному представительству ребенка. Опекуном ребенка, оставленного в родильном доме, является орган опеки и попечительства. По указанным двум причинам к рассматриваемому случаю неприменим пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. После устройства ребенка в порядке, предусмотренном статьей 123 Семейного кодекса, местом жительства ребенка (местом, где он постоянно или преимущественно проживает) будет являться место нахождения учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или место жительства опекуна (попечителя, усыновителя). Необходимо также разъяснить значение оставляемых матерями в родильных домах заявлений. Действующее законодательство предусматривает возможность подачи только одного заявления. Этот документ называется «согласие родителя на усыновление ребенка» (статья 129 Семейного кодекса). Необходимо помнить, что это согласие может быть отозвано матерью до усыновления ребенка. Выданное матерью согласие на усыновление ее ребенка само по себе не является основанием для признания ребенка оставшимся без попечения родителей. Не исключено, что такое согласие мать подписала, но затем ребенка забрала и фактически осуществляет заботу о нем, оставлять ребенка не собирается. Основанием для того, чтобы считать ребенка оставшимся без попечения родителей, в подобных случаях является факт отказа родителей взять своего ребенка из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса).

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: …Где следует предоставлять жилые помещения детям-сиротам, привезенным опекунами из других муниципальных образований и субъектов РФ, а также если ребенок выявлен в одном муниципальном образовании и не имеет закрепленного жилого помещения, но помещен в детский дом другого муниципального образования? Где следует предоставлять детям жилое помещение: по месту выявления или проживания с опекуном (в учреждении)? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Согласно Федеральному закону N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Согласно п. 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Где следует предоставлять жилые помещения детям, привезенным опекунами из других муниципальных образований и субъектов РФ, а также если ребенок выявлен в одном муниципальном образовании и не имеет закрепленного жилого помещения, но помещен в детский дом другого муниципального образования? Где следует предоставлять детям жилое помещение: по месту выявления или проживания с опекуном (в учреждении)?

Ответ: Порядок предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, перечисленным в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяется не указанным Законом, а специальными нормами жилищного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Ни Жилищный кодекс, ни упомянутый Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривают для детей, оставшихся без попечения родителей, возможности подавать заявления не по месту жительства. Остается определить место жительства детей. В первом случае (когда ребенок привезен опекуном из другого муниципального образования или субъекта Российской Федерации) местом жительства ребенка в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса признается место жительства опекуна (не следует путать с местом пребывания опекуна). Если опекун в связи с достижением ребенком четырнадцатилетнего возраста приобрел статус попечителя, то место жительства ребенка не меняется. Это место жительства его попечителя, т. к. именно с этим гражданином ребенок уже начал проживать ранее. Второй случай — «ребенок выявлен в одном муниципальном образовании и не имеет закрепленного жилого помещения, но помещен в детский дом другого муниципального образования». Фраза «ребенок не имеет закрепленного жилого помещения» может означать разные ситуации. 1. У ребенка не возникло право пользования жилым помещением его родителей. Это могло произойти, если родители вообще не заселяли своего ребенка к себе (мать оставила ребенка в роддоме и т. п.). В таких случаях нет оснований для применения статьи 292 Гражданского кодекса или статей 31, 69 Жилищного кодекса, поскольку отсутствует необходимый для возникновения права пользования факт — факт совместного проживания с родителем (собственником или нанимателем жилого помещения). Вы абсолютно правы, говоря о том, что «ребенок не имеет закрепленного жилого помещения», т. к. для закрепления помещения нет правовых оснований. 2. У ребенка возникло право пользования жилым помещением его родителей (ребенок проживал у них какое-то время), однако по какой-либо причине право не закреплено. Иными словами, орган опеки и попечительства по месту выявления ребенка не позаботился о регистрации ребенка по месту жительства и не информировал орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество о факте отсутствия родительского попечения. В этом случае постоянным местом жительства ребенка продолжает считаться место жительства его родителей. По месту нахождения этого жилья органы местного самоуправления обязаны поставить ребенка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В данном случае ребенок фактически проживает в детском учреждении. Необходимо выяснить, временное ли это пребывание или постоянное проживание. Разницу между местом жительства и местом пребывания физического лица определяет Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии со статьей 2 которого место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно. Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Примерными положениями о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»), перечисленные учреждения не предназначены для постоянного проживания детей, оставшихся без попечения родителей. Эти учреждения обеспечивают только временное пребывание детей. Таким образом, сколь длительным ни оказался бы срок пребывания ребенка, например, в социальном приюте, этот приют не является местом жительства ребенка, т. к. в данном случае отсутствуют предусмотренные законодательством основания для постоянного проживания.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: Ребенок не является сособственником жилого помещения и не зарегистрирован в нем. Мать лишена родительских прав. Жилое помещение принадлежит на праве собственности матери и ее сестре в равных долях. Мать продала квартиру. Почему в таких случаях не предусмотрено согласие органа опеки и попечительства? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Ребенок не является сособственником жилого помещения и не зарегистрирован в нем. Мать лишена родительских прав. Жилое помещение принадлежит на праве собственности матери и ее сестре в равных долях. Мать продала квартиру. Почему в таких случаях не предусмотрено согласие органа опеки и попечительства?

Ответ: Требования пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации о предварительном согласии органа опеки на отчуждение жилого помещения распространяются и на этот случай. Ошибочно считать, что здесь они неприменимы. В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право пользования жилым помещением. При этом отсутствие регистрации ребенка по фактическому месту его жительства не означает отсутствия у ребенка права пользования жилым помещением. В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право выбирать место пребывания и жительства. Во исполнение этого конституционного принципа в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закреплено: «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации». Толкование этого положения было дано Конституционным Судом Российской Федерации, который признал противоречащим Конституции сложившееся в практике правило, в соответствии с которым право членов семьи на пользование жилым помещением возникает только при наличии прописки (регистрации) в этом жилом помещении (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Н. Ситаловой»). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, а органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Таким образом, место жительства человека — это не место, где он зарегистрирован, а место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ). Более того, п. 2 статьи 20 Гражданского кодекса содержит правовую презумпцию, в соответствии с которой местом жительства детей признается место жительства их законных представителей. Статья 292 Гражданского кодекса наделяет правом пользования жилым помещением собственника тех лиц, которые являются членами его семьи (в первую очередь это родители и дети). Аналогичное правило содержится в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляющей право пользования жилым помещениям членам семьи собственника, к которым относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Из всего вышесказанного вытекает следующее. При фактическом вселении ребенка в жилое помещение, принадлежащее (в 1/2 доле) его матери, у ребенка в силу закона возникло право пользования жилым помещением. Этот факт при необходимости всегда можно подтвердить в судебном порядке (например, путем подачи заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, — глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006)) орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. С момента внесения данных о ребенке в журнал первичного учета ребенок приобретает соответствующий статус. Более того, об этом статусе органу опеки и попечительства известно — а это обстоятельство и является одним из тех, в связи с которыми статья 292 Гражданского кодекса в действующей редакции предполагает получение согласия органа опеки и попечительства на отчуждение квартиры. На основании п. 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения. Получив такие сведения, орган по государственной регистрации на основании статьи 12 указанного Федерального закона вносит соответствующую запись в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра прав. В результате появляется ограничение права собственности — собственник не вправе свободно отчуждать жилое помещение, покуда не будет снято это ограничение. Если запись из Единого государственного реестра прав не удалена, то для отчуждения жилого помещения есть только один способ — представить в орган по государственной регистрации согласие органа опеки и попечительства. Понятно, что в описанной в вопросе ситуации орган опеки и попечительства может категорически возражать против отчуждения квартиры и никакого согласия ни под какими условиями не выдавать. Таким образом, орган опеки и попечительства, который выявил ребенка, оставшегося без попечения родителей, после внесения записи об этом ребенке в журнал первичного учета был обязан не только решать вопрос о предъявлении в суд иска о лишении его матери родительских прав, но и (возможно, в первую очередь) направить в орган по государственной регистрации информацию о проживании в квартире, принадлежащей указанной женщине, ее несовершеннолетнего ребенка, имеющего статус оставшегося без попечения родителей. Дальнейшее отчуждение этой квартиры было бы невозможным независимо от того, сколько длилась процедура лишения матери родительских прав, а также от того, завершилась ли эта процедура лишением. При получении информации о детях, проживающих в домах и квартирах граждан и оставшихся без попечения родителей, орган по государственной регистрации не вправе отказывать в принятии информации и внесении сведений в Реестр, ссылаясь на отсутствие у ребенка прописки (регистрации) по месту жительства. Такой отказ в рассмотренной ситуации незаконен. С момента, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, органом опеки и попечительства выявлен, в силу специального указания пункта 2 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации законным представителем ребенка является орган опеки и попечительства. Мать автоматически, в силу закона отстраняется от законного представительства в отношении ребенка, даже если решение о лишении ее родительских прав еще не вынесено. Следовательно, уже в тот день, когда сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, были внесены органом опеки и попечительства в журнал первичного учета, орган опеки был вправе со ссылкой на ст. 123 Семейного кодекса подать заявление в паспортный стол милиции (или иной уполномоченный орган) о постановке несовершеннолетнего на учет по месту жительства в квартире матери на основании п. 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: Для выезда несовершеннолетних в сопровождении одного родителя за пределы РФ, в том числе в ближайшее зарубежье к родственникам или на отдых, необходимо разрешение второго родителя, заверенное нотариально. Аналогичная ситуация наблюдается и при рассмотрении заявлений граждан на разрешение сделок отчуждения жилого помещения. Предусмотрены ли законодательством случаи решения вышеуказанных вопросов без участия второго родителя? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Для выезда несовершеннолетних в сопровождении одного родителя за пределы Российской Федерации, в том числе в ближайшее зарубежье к родственникам или на отдых, необходимо разрешение второго родителя, заверенное нотариально. Сложности возникают, если родители находятся в разводе и проживают длительное время раздельно. В случае если родитель (чаще мать), с которым проживает ребенок, не знает места нахождения бывшего супруга, взять вышеуказанное заявление не представляется возможным. Кроме того, имеют место факты, когда вторая сторона за данное заявление запрашивает некоторую сумму либо предлагает отказаться от алиментных выплат. В связи с этим все чаще в исковых заявлениях на лишение одного из родителей родительских прав в основаниях указывается невозможность временного выезда с ребенком за пределы РФ на отдых или к близким родственникам без разрешения второго родителя, который препятствует этому. Аналогичная ситуация наблюдается и при рассмотрении заявлений граждан на разрешение сделок отчуждения жилого помещения. Согласно письмам Министерства образования РФ от 20.02.1995 N 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних», от 09.06.1999 N 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» для рассмотрения вопросов по отчуждению жилых помещений, часть или вся площадь которых принадлежит несовершеннолетнему, запрашиваются заявления родителей (обоих) либо лиц, их заменяющих, с просьбой о разрешении совершения сделки. Предусмотрены ли законодательством случаи решения вышеуказанных вопросов без участия второго родителя?

Ответ: Положения о правах родителей закреплены в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 61 Кодекса родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). В силу раздельного проживания родителя и ребенка родительские права не прекращаются. Напротив, статья 66 Семейного кодекса устанавливает, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а также право на получение информации о своем ребенке. Равенство прав родителей отчетливо прослеживается и в других нормах. Так, в соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации родители (оба родителя) совершают сделки от имени несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет. Статья 26 Гражданского кодекса требует, чтобы письменное согласие на совершение несовершеннолетним ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделки давали родители ребенка. В этих нормах не содержится указания на то, что согласие одного родителя может заменить согласие обоих. Аналогичные формулировки, предполагающие в необходимых случаях волеизъявление обоих родителей, содержатся и в других нормативных правовых актах (см., напр., пункт 5 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В этой связи действительно существует проблема осуществления полномочий по законному представительству прав и интересов ребенка при раздельном проживании его родителей — как в случае удаленности места жительства родителя, проживающего отдельно, так и в случае его отказа в выдаче соответствующего согласия. Действующее законодательство в принципе не предусматривает возможности преодоления несогласия одного из родителей на совершение юридически значимых действий от имени ребенка. Иными словами, оспорить отказ родителя на совершение, например, сделки от имени ребенка в суде невозможно. Необходимо учитывать, что права родителя, проживающего отдельно от ребенка, в части осуществления законного представительства могут быть прекращены: — в случае смерти этого родителя; — в случае смерти ребенка; — по достижении ребенком возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетнего ребенка в брак или в случаях его эмансипации (см. пункт 2 статьи 61 Семейного кодекса РФ); — в случае лишения родительских прав; — в случае ограничения родительских прав (на срок ограничения); — в случае усыновления ребенка — см. пункт 2 статьи 137 Семейного кодекса (например, усыновитель — новый муж матери); — в случае назначения в установленном порядке иного законного представителя ребенку, относящемуся к числу детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса), — при передаче ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса Российской Федерации к смерти приравнивается объявление гражданина умершим. Гражданин может быть объявлен умершим только судом. Признание гражданина безвестно отсутствующим (статья 42 Гражданского кодекса Российской Федерации) к смерти не приравнивается. Таким образом, такой факт, как отсутствие контактов с ребенком со стороны родителя, проживающего отдельно, сам собой не прекращает прав этого родителя, в том числе полномочий по законному представительству прав и интересов ребенка. Пожалуй, единственным способом преодоления проблемы, возникающей у родителя, с которым проживает ребенок, является заключение с родителем, проживающим отдельно, соглашения о порядке осуществления родительских прав (пункт 2 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации). Это соглашение может определять порядок осуществления любых родительских прав, в том числе и полномочий по законному представительству прав и интересов ребенка. В нем, например, может содержаться следующая формулировка: «В силу настоящего соглашения все родительские права, вытекающие из законного представительства права и интересов ______ (ребенка), осуществляет ________ (мать ребенка)». Соглашение о порядке осуществления родительских прав не требует какого-либо удостоверения или регистрации. В соответствии с законом оно заключается в письменной форме. Тем не менее следует порекомендовать родителям засвидетельствовать подлинность своих подписей на тексте этого соглашения. Такое засвидетельствование осуществляется нотариусом, который в соответствии со статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, ред. от 26.06.2007), свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. В вопросе содержится указание на участившиеся случаи обращения родителей, с которыми проживают дети, в суд с иском ко второму родителю о лишении родительских прав со ссылкой на «невозможность временного выезда с ребенком за пределы РФ на отдых или к близким родственникам без разрешения второго родителя, который препятствует этому». Необходимо иметь в виду, что подобного основания для лишения родительских прав действующее законодательство не предусматривает. В статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований лишения родительских прав, из которых применительно к этой ситуации может быть рассмотрено уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъяснил, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Таким образом, заявителю необходимо доказать, что ответчик, действуя виновно, не исполняет родительские обязанности — не интересуется жизнью ребенка, не изъявляет желания встретиться или поговорить с ним и т. п. Однако такого рода пассивное отношение к своим родительским обязанностям ответчик может объяснить удаленностью своего места жительства, наличием нового брака, проживанием ребенка вместе с отчимом (мачехой) и другими подобными обстоятельствами. Необходимо также иметь в виду, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации считает лишение родительских прав крайней мерой: «В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей». Все вышесказанное вызывает серьезные сомнения в обоснованности судебного решения о лишении родительских прав в отношении того родителя, который, проживая отдельно от ребенка, исполняет обязанность по его содержанию, хотя и общается с ребенком редко.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————

Вопрос: В орган загса обратился гражданин по поводу заключения брака, но он ограниченно дееспособен. Ограничение касается заключения крупных денежных сделок и сделок с недвижимостью. Вправе ли орган загса принять заявление на заключение брака? В статье 14 Семейного кодекса говорится только о недееспособном гражданине. В Гражданском кодексе не указано, какие действия нельзя совершать, если гражданин ограниченно дееспособен. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: В орган загса обратился гражданин по поводу заключения брака, но он ограниченно дееспособен. Ограничение касается заключения крупных денежных сделок и сделок с недвижимостью. Вправе ли орган загса принять заявление на заключение брака? В статье 14 Семейного кодекса говорится только о недееспособном гражданине. В Гражданском кодексе не указано, какие действия нельзя совершать, если гражданин ограниченно дееспособен.

Ответ: Объем возможностей человека после ограничения судом его дееспособности определен статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такой гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Таким образом, предварительное согласие попечителя требуется только для совершения сделок и получения доходов. Для заключения брака, установления отцовства, усыновления, принятия ребенка под опеку предварительное согласие опекуна не нужно. К числу предусмотренных статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации препятствий к вступлению в брак ограничение гражданской дееспособности не относится. Однако нужно помнить, что после регистрации брака между таким гражданином и его супругой возникнут отношения общей совместной собственности. В случае если для распоряжения общим совместным имуществом супругов потребуется его волеизъявление (например, в соответствии с п. 3 статьи 35 Семейного кодекса), то для подписания им соответствующих документов необходимо получить предварительное согласие попечителя гражданина, ограниченного судом в дееспособности.

Л. Ю.Михеева Доктор юридических наук, профессор

——————————————————————