Патентное право в России первой половины XIX в. (Положение о привилегиях 1833 г.)

(Афанасьева В. И.) («Внешнеторговое право», 2008, N 1)

ПАТЕНТНОЕ ПРАВО В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИВИЛЕГИЯХ 1833 Г.)

В. И. АФАНАСЬЕВА

Афанасьева В. И., докторант Академии управления МВД России, доцент, кандидат исторических наук.

В 1830 г. Государственный совет вводит целый ряд новых положений, по которым привилегии выдаются на более краткие сроки, пошлины за них взимаются невысокие, вводится обязательное «эксплуатирование» привилегий, предварительное рассмотрение изобретений, не привилегируются основные начала или действия без применения их к какому-либо искусственному предмету <1>. Изменения и дополнения к Закону «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» были утверждены императором Николаем I 22 ноября 1833 г. в виде Положения о привилегиях (далее — Положение), подготовленного Министерством финансов и Министерством внутренних дел <2>. ——————————— <1> См.: ПСЗ. N 6588. С. 691 — 696. <2> См.: Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А. Д. Корчагина. М., 1995.

Положение включало шесть разделов, как и Манифест 1812 г. Название разд. V заменено на «Обязанности получившего привилегию», в котором были перечислены основания для прекращения привилегии. В разд. I «О существе привилегий» указывалось, что они могли быть выданы как на всякое открытие, изобретение, так и на их усовершенствование. Заметим, что охрана такой категории изобретательских предложений была введена впервые. Закон утверждает, что исключительная привилегия может испрашиваться лицом, которое сделало открытие, изобретение или усовершенствование. Расширены права, предоставляемые владельцу привилегии, теперь привилегия признавалась «неотъемлемой и исключительной собственностью» изобретателя. Значительные изменения касались изобретений, созданных за рубежом. В исключительных случаях в России могла быть выдана привилегия и на известное за рубежом изобретение, не защищенное привилегией. Выдаваемые на заведомо чужие изобретения привилегии представляют собой достаточно типичное явление для рассматриваемого периода и подчеркивают «милостивый» характер патентного права в целом. Введение чужого изобретения в промышленное производство России в условиях слабых взаимосвязей с Европой и «ничтожного распространении сведения об успехах промышленности за границей» <3> было одним из оправданий возможностей властей для поощрения политики промышленного прогресса. Решение о выдаче такого рода привилегий принималось правительством в особых случаях только для изобретений, от которых можно было получить пользу. Впрочем, нужно отдать справедливость Совету торговли и мануфактур, что за 63 года действия Положения было выдано не более 1% таких привилегий <4>. ——————————— <3> ПСЗ. N 5641 (Представление министра финансов). <4> См.: ПСЗ. 3. N 6588.

Патентование изобретений постепенно становилось одной из необходимых мер в развитии производства. Положение устанавливало, что на основные принципы и способы без приведения конкретных средств их осуществления привилегии не выдаются. Такой подход можно рассматривать как первый шаг к появлению в дальнейшем критерия патентоспособности — «промышленная применимость». Сегодня эта формулировка предполагает принципиальную пригодность изобретения для использования в какой-либо области деятельности, но не требует доказательств общественной потребности в нем или преимуществ по сравнению с другими средствами того же назначения <5>. Например, не подлежат патентованию химические вещества сами по себе, а лишь в применении к конкретной практической деятельности. ——————————— <5> Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А. Д. Корчагина.

В Положении можно проследить зарождающиеся подходы к оценке уровня (неочевидности) изобретения (§ 9). В разд. II «О порядке выдачи привилегий» появились существенные дополнения. Прошение о выдаче привилегии направлялось в Департамент мануфактур и внутренней торговли с указанием срока действия изобретения. Более высокие требования предъявлялись к заявочным материалам. В § 11 указывались требования к полноте раскрытия изобретения «со всеми его подробностями, приемами и способом применения, с принадлежащими чертежами и рисунками, без утаивания того, что может относиться к точному воспроизведению так, чтобы знающие то дело люди могли по одному описанию и чертежам воспроизвести описанное в привилегии открытие, изобретение, не имея нужды прибегать к догадкам или исправлению недостатков, в нем содержащихся» <5>. Такое требование дошло и до наших дней. Оно содержится во всех законодательствах ведущих стран мира. Но особый смысл приобрело «то, что составляет новый предмет, т. е. на что испрашивается привилегия, должно быть с точностью определено». Эта формулировка привела в дальнейшем к появлению в описании формулы изобретения, выражающей сущность изобретения, если она содержит совокупность его существенных признаков, достаточных для достижения указанного заявителем технического результата. В XIX в. и в наши дни главный смысл формулы имеет ее юридическое значение. Правило «защищается не то, что изобретено, а что запатентовано» нашло свое выражение в патентной формуле, отражающей объем прав патентообладателя. ——————————— <5> Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А. Д. Корчагина.

Прошение о выдаче привилегии и пошлина могли быть поданы непосредственно в департамент или направлены по почте, который в день получения выдавал свидетельство с указанием года, месяца, дня и числа поступления документа. Эта отметка имела особое значение. Особое внимание обращалось на то, не наносит ли изобретение вреда здоровью и безопасности людей. При необходимости к заключению привлекался медицинский совет. При признании изобретения вредным для здоровья и безопасности людей, кроме отказа в выдаче привилегии, заявителя обязывали дать подписку не использовать его и предупреждали об ответственности по закону в случае неисполнения предписания. Одновременно об этом давалась публикация в «Ведомостях» Москвы и Санкт-Петербурга. Получивший отказ в выдаче привилегии ввиду неясности, неопределенности и неполноты описания имел право представить повторно требуемое пояснение и дополнение. Признавая их достаточными, привилегия выдавалась в соответствии с установленным порядком. Нельзя не отметить проявившийся в Положении некоторый отход от принципа первого заявителя. Так, в § 16 устанавливалось, что если на один и тот же предмет испрашивалась привилегия разными людьми во время производства, то положительные решения не выдавались никому. Исключения составлял случай, когда один из заявителей доказывал через суд, что другой похитил изобретение у него <6>. ——————————— <6> См.: Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А. Д. Корчагина. С. 148.

В разд. III «О сроках и пошлинах» особо было оговорено время действия привилегии на изобретения, созданные за рубежом. Оно не могло превышать шести лет, быть больше срока действия привилегии, первоначально полученной иностранным заявителем за рубежом. Срок действия привилегии начинался со дня ее подписания, а в отношении преследования за подделку — со дня выдачи свидетельства о подаче прошения. Поэтому сведения о свидетельствах и публиковались в «Ведомостях». Такой законодательный подход к публикуемым сведениям о поданных заявках на изобретения известен под термином «временная охрана изобретения» <7> и означает, что заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке до даты выдачи патента предоставляется временная правовая охрана <8>. ——————————— <7> Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А. Д. Корчагина. С. 191. <8> См.: Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. М., 2001.

Был дифференцирован и размер пошлин на привилегии: на отечественные открытия и изобретения. Положением были внесены дополнения в форму привилегий и оговорен порядок их публикации. Дополнительно к установленному Законом от 1812 г. в привилегии указывалось, что на это изобретение привилегия раньше никому не выдавалась; правительство не ручается за точность принадлежности его лицу, получившему привилегию. Каждая привилегия должна была доводиться до всеобщего сведения публикацией в журналах, соответствующих профилю изобретения министерства, а также в сенатских ведомостях и в публичных ведомостях Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от публикации департаменты, выдающие привилегию, были обязаны каждому желающему предъявлять реестр новых изобретений, на которые выдавались привилегии. Принципиальное значение получил разд. IV «Обязанности получившего привилегию». Владелец привилегии был обязан не позднее чем по истечении четверти срока действия привилегии использовать изобретение, открытие или усовершенствование, о чем обязан был известить департамент, выдавший ему привилегию. Передача привилегии другому лицу, организация товарищества по ее реализации объявлялись сделками, совершаемыми на законном основании в государственном учреждении. После совершения таковой первоначальный владелец обязан был сообщить об этом департаменту, производившему соответствующую публикацию. При этом владелец не имел права вступать на ее основе в товарищества с компанией на акциях, передавать привилегию такой компании без особого разрешения правительства. Если владелец привилегии совершенствовал свое изобретение, то он мог получить на это отдельную привилегию. Однако если он даже не изъявлял такого желания, то его обязанностью являлось сообщить о совершившемся в департамент, выдавший ее на первоначальное изобретение. При усовершенствовании основного изобретения другим лицом привилегия не выдавалась до тех пор, пока не было доказано наличие соглашения с владельцем привилегии на использование основного изобретения. Эта статья касается весьма тонкого вопроса о роли основной и придаточной вещи. После истечения срока действия привилегии на основное изобретение можно было получить особую привилегию на его усовершенствование. По сравнению с основаниями для прекращения привилегии, принятыми Законом 1812 г., Положение 1833 г. в § 33 разд. V «Обязанности получившего привилегию» устанавливало ее прекращение в конкретных случаях. Значительные изменения претерпел разд. VI «О судебном разбирательстве». Рассмотрение споров по привилегиям стало осуществляться не советом Министерства внутренних дел, а Мануфактурным советом, его отделениями в Москве, в Мануфактурных комитетах, а где таковые отсутствовали — в коммерческих или уездных судах по месту нарушения привилегии. Расходы по проводимому следствию относились в счет виновного, установленного судом. Дело рассматривалось в форме третейского суда с участием равного числа представителей от каждой стороны, устанавливающего обоснованность или необоснованность жалобы; меры взыскания за понесенные убытки и пеню; как поступить с опечатанными машинами, вещами и изделиями. Все вопросы судебного разбирательства по привилегиям трактовались в Положении 1833 г. шире, чем в Манифесте 1812 г. Несмотря на ряд положительных моментов, вводимых новым Законом, следует отметить, что факультативность (то есть выдача по свободному усмотрению) остается в этот период основным принципом административной практики. Никто не вправе требовать, чтобы правительство выдало ему привилегию, можно только просить, чтобы человеку оказали милость. По Положению 1833 г. недостаточно было изобрести, чтобы получить патент, необходимо было еще изобретать в том направлении, которому правительство в данное время покровительствовало, и тогда выдавалась милость-привилегия. В большинстве остальных случаев следовал отказ. Для того чтобы получить положительное решение, проситель считал немаловажным перечислить свои заслуги, которые могли, по его мнению, способствовать подвигнуть правительство на оказание особой милости. Но если изобретение было новым, но вредным или не полезным для промышленности, в выдаче привилегии отказывали. Более того, часто наличие пользы для промышленности было достаточным основанием для выдачи. Первая половина XIX столетия для России стала эпохой подготовки и началом промышленного переворота. Заканчивается господство цехового ремесленного строя, все шире распространяются мануфактуры. Важнейшим направлением индустриально-технологического прогресса становится транспорт. Изменения в характере промышленного производства выделяют несколько основных направлений и в области изобретательства. Основными становятся производство тканей, использование паровых машин <9>. ——————————— <9> См.: Указатель хронологический, предметный и алфавитный выданных в России привилегий (за исключением выданных по Министерству государственных имуществ) с 1814 по 1883 г.

Следует обратить внимание еще на один немаловажный момент. Существовало два понятия: «монополия» и «привилегия». Обозначить их четкое различие довольно трудно хотя бы потому, что грань между ними была тогда крайне расплывчатой. В рассматриваемом периоде ни затраты, ни факт изобретения не давали права требовать себе монополии. Но несмотря на то что выдача по милости была основной чертой в практике рассмотрения прошений о привилегиях, различие между правом и милостью отчасти начинает осознаваться уже в то время, потому что большинство «монополий» выдавалось с произвольными ограничениями, которых не было в привилегиях. За период с 1815 по 1842 г. частными лицами было построено всего несколько примитивных пароходов <10>. Другими словами, «монополия» рассматривалась как определенный промысел или иной вид деятельности, приносящий прибыль его собственнику с сомнительными последствиями для государства, поэтому была опасна и подозрительна. «Привилегия» понималась как некое нововведение, которое стоит поддержать, так как идет государственной промышленности на пользу. ——————————— <10> См.: Алексушин Г. В. Создание волжского пароходного дела в 1815 — 1842 гг. // Речной транспорт. 1996. N 4.

Целесообразность получения привилегии пользоваться исключительными монопольными правами на заведение пароходства, вырубку лесов, устройство рыбных или звериных промыслов и т. п. вызывала у государственных чиновников постоянные опасения. Уже с начала 50-х годов XIX в. Мануфактурный совет регулярно отказывает в выдаче привилегий, влекущих за собой монополии на определенный вид деятельности. Например, Ремянникову не удалось получить ее на учреждение рафинадных заводов <11>, а Пономареву — на выделку кирпича из глины <12> и т. д. ——————————— <11> См.: Журнал Мануфактурного совета. 1851. 10 мая. <12> См.: Там же. 1855. 13 окт.

В итоге все это привело к изданию 30 марта 1870 г. Указа Государственного Совета «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения». Тем не менее следует отметить, что Положением 1833 г. было введено предварительное рассмотрение изобретения специально уполномоченным государственным органом — Мануфактурным советом на предмет возможности выдачи привилегии; полнота изобретения была раскрыта в описании с ориентацией на специалиста, также выделялась новизна изобретения; установлены срок обязательного использования изобретения и санкции за ее неиспользование; введен строгий определенный порядок передачи права на привилегии. Таким образом, Положение о привилегиях 1833 г. внесло существенные прогрессивные изменения в порядок их выдачи, приблизило патентное законодательство Российской империи к современному патентному праву.

——————————————————————