Условия заключения брака: обзор проблем

(Бакаева И. В., Стрегло В. Е.) («Цивилист», 2008, N 3)

УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА: ОБЗОР ПРОБЛЕМ

И. В. БАКАЕВА, В. Е. СТРЕГЛО

Бакаева Ирина Владиленовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Южного федерального университета.

Стрегло Валентина Ефимовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, заместитель декана юридического факультета Южного федерального университета.

В структуре семейно-правового понятийного аппарата одно из центральных мест принадлежит браку. Придание СК РФ (п. 2 ст. 10) юридического значения только зарегистрированному в государственных органах записи актов гражданского состояния браку <1> актуализирует теоретические исследования условий его заключения, где, на наш взгляд, имеется ряд дискуссионных проблем. ——————————— <1> В виде исключения правовая сила признается за браком, заключенным по религиозному обряду на территориях СССР, временно оккупированных в годы Великой Отечественной войны, до восстановления на них органов ЗАГСа (п. 7 ст. 169 СК РФ). Характерно, что такие браки не предполагают их последующей государственной регистрации. Незарегистрированный брак, следовательно, по-прежнему не влечет за собой никаких юридических последствий, а состояние в нем не препятствует заключению брака в органах ЗАГСа.

Базовой нормой, устанавливающей условия заключения брака, является ст. 12 СК РФ. Анализ последней свидетельствует, что, как и ранее, законодательно разграничиваются условия, допускающие заключение брака, и обстоятельства, препятствующие его заключению. Конкретный перечень последних определен в ст. 14 СК РФ. Среди них: наличие другого зарегистрированного брака; наличие близкого родства, а также отношений, связывающих усыновителей и усыновленных; признанная судом вследствие психического расстройства недееспособность хотя бы одного из лиц, вступающих в брак. Юридическое значение данных обстоятельств выражается в том, что наличие любого из них исключает заключение брака, а заключенный брак может быть признан недействительным в судебном порядке. Поэтому позиция авторов, включающих отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных семейным законодательством, в число условий его заключения <2>, представляется нам спорной. Это влечет за собой, по нашему мнению, не вызываемое потребностями практики применения законодательства расширение перечня условий заключения брака. Как совершенно справедливо подчеркивается в литературе, наличие подобных обстоятельств только препятствует возникновению брачного правоотношения, но не является необходимым условием, порождающим его <3>. ——————————— <2> Оридорога М. Т. Брачное правоотношение. Киев, 1971. С. 22; Муратова С. А., Тарсамаева Н. Ю. Семейное право: Учебное пособие. М.: Новый юрист, 1999. С. 53; Гонгало Б. М., Крашенинников П. В., Михеева Л. Ю., Рузакова О. А. Семейное право: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007. С. 47. <3> Данилин В. И., Реутов С. И. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. С. 42.

Собственно условия заключения брака установлены п. 1 ст. 12 СК РФ: для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Их правовое значение состоит в том, что они являются обязательными (причем в совокупности) для государственной регистрации и признания брака действительным. В семейно-правовой литературе к условиям заключения брака традиционно относят взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста <4>. Сравнительно-правовой анализ действующего и прежнего семейного законодательства позволяет сделать вывод о расширении перечня данных условий за счет включения в него такого обстоятельства, как разнополость лиц, вступающих в брак. ——————————— <4> См. например: Матвеев Г. К. Советское семейное право. М.: Юрид. лит., 1985. С. 67; Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И. М. Кузнецова. М.: Бек, 1996. С. 42 — 44; Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. М.: Юрист, 1996. С. 117.

В частности, согласно ст. 15 КоБС РСФСР для заключения брака требовалось взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Употребление законодателем общего понятия «лица» может быть объяснено тем, что возможность брака только между мужчиной и женщиной рассматривалась в качестве естественной (биологической), а потому и единственно возможной предпосылки его заключения. Поэтому для обозначения субъектов брачного правоотношения законодатель и применил традиционное понятие «лицо». Однако в конце XX в. в мире отчетливо проявилась тенденция к формированию однополых союзов лиц, что повлекло за собой появление, а в дальнейшем и значительное увеличение числа государств, где подобные союзы в форме зарегистрированных партнерств были легализованы (США, Дания, Норвегия, Швеция, Франция, Германия и др.). Отечественное семейное законодательство исключает браки между однополыми лицами, что потребовало конкретизации условий их заключения путем уточнения субъектов брачных правоотношений. С учетом сказанного полагаем, что разнополость лиц, вступающих в брак, имеет самостоятельное юридическое значение как обязательное условие заключения брака. Итак, условиями заключения брака являются, во-первых, взаимное добровольное согласие будущих супругов. Во-вторых, разнополость лиц, вступающих в брак. В-третьих, достижение ими брачного возраста. Возможность вступления в брак предполагает наличие определенной физической и психической зрелости лица. Поэтому определяющим условием брака выступает достижение брачного возраста. Как известно, в разных странах он устанавливается по-разному с учетом исторических, национальных, религиозных традиций и других факторов. В РФ брачный возраст является единым для мужчин и женщин и устанавливается в восемнадцать лет (п. 1 ст. 13 СК РФ), т. е. совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия. Одновременно СК РФ традиционно для отечественного семейного законодательства допускает возможность снижения брачного возраста и содержит ряд положений, не известных прежнему законодательству. Так, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. (ч. 2 ст. 10) устанавливалось, что законодательством союзных республик может предусматриваться снижение брачного возраста, но не более чем на два года. Учитывая, что брачный возраст определялся Основами в восемнадцать лет, на общегосударственном уровне принципиально исключалась возможность заключения брака до достижения шестнадцати лет. Достаточно интересна практика реализации указанной нормы республиканским семейным законодательством. В РСФСР, Белоруссии, Молдавии, Таджикистане, Литве и Эстонии снижение брачного возраста допускалось не более чем на два года, а на Украине, в Азербайджане, Узбекистане и Туркмении — не более чем на один год; в Казахстане, Латвии, Киргизии и Армении брачный возраст мог быть снижен только для женщин и не более чем на один год; в Грузии снижение брачного возраста вообще не предусматривалось <5>. ——————————— <5> Семейное право: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007. С. 44.

Действующий СК РФ (п. 2 ст. 13) содержит иную регламентацию данного вопроса, рассчитанную на две ситуации. Первая из них применяется в отношении лиц, достигших, а вторая — не достигших возраста шестнадцати лет. Применительно к лицам, достигшим шестнадцати лет, действует правило, установленное абз. 1 п. 2 ст. 13 СК РФ. Им предусмотрено, что при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц РАЗРЕШИТЬ ВСТУПИТЬ В БРАК (выделено нами. — Авт.) лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Данная редакция представляется нам не вполне удачной. Вызывает возражение употребление в тексте статьи словосочетания «разрешить вступить в брак». Это создает впечатление о расширении перечня условий, допускающих заключение брака шестнадцатилетними лицами, за счет разрешения на вступление в брак органов местного самоуправления. Поэтому редакция абз. 1 п. 2 ст. 13 СК должна быть изменена. Думается, что, как и в прежнем семейном законодательстве, речь должна идти о праве органа местного самоуправления именно на снижение брачного возраста, но не о каком-либо разрешении на вступление в брак. Теоретически сделанный вывод объясняется отсутствием среди условий заключения брака, установленных ст. 12 СК РФ, каких-либо дополнительных требований для лиц, не достигших брачного возраста, в том числе согласия родителей, государственных или муниципальных органов и т. п. на брак несовершеннолетних. По сравнению с ранее действовавшим семейным законодательством, допускавшим снижение брачного возраста только в исключительных случаях (ст. 15 КоБС РСФСР), действующий СК РФ расширяет основания снижения брачного возраста до 16 лет. Теперь брачный возраст может быть снижен в силу уважительных причин. Правоприменительная практика относит к ним беременность, рождение ребенка, фактические брачные отношения и др. Показательно, что Кодекс не содержит даже примерного перечня таких обстоятельств, которые могли бы обусловить снижение брачного возраста. Тем самым оценка их уважительности производится органами местного самоуправления по собственному усмотрению. Следовательно, основанием для снижения брачного возраста могут выступать любые обстоятельства, которые будут признаны уважительными органами местного самоуправления. На территории Ростовской области рассматриваемые нами вопросы урегулированы Областным законом от 12 мая 1996 г. N 18-ЗС (в ред. Областного закона от 30 июля 1998 г. N 8-ЗС) «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области». Статья 2 последнего предусматривает, что «при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, вступающих в брак, вправе своим правовым актом по просьбе данных лиц, с согласия законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет». В дополнение к проведенному нами анализу условий заключения брака лицами, достигшими шестнадцати лет, необходимо отметить неправомерность условия относительно согласия законных представителей в силу его противоречия абз. 1 п. 2 ст. 13 и ст. 12 СК РФ. Поскольку семейное законодательство находится согласно ст. 72 «к» Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее субъектов, здесь принципиальное значение имеет установление четкого соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3 СК РФ регулирование семейных отношений законами субъектов РФ допускается по вопросам, прямо отнесенным Кодексом к их ведению, а также по вопросам, непосредственно не урегулированным им. Применительно к предмету настоящей статьи следует отметить, что условия и порядок вступления в брак лиц, достигших возраста шестнадцати лет, не могут устанавливаться законами субъектов РФ. Соответствующие отношения составляют предмет регулирования федерального закона, т. е. СК РФ. СК РФ, как отмечалось нами ранее, не предусматривает согласия третьих лиц, включая родителей (усыновителей, попечителей), на заключение брака. Поэтому их согласие или, наоборот, возражения против снижения брачного возраста не имеют юридического значения, в том числе и для органов местного самоуправления. Они могут снизить брачный возраст с учетом интересов несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет, и вопреки мнению их законных представителей. Конститутивное значение имеет только мнение самих лиц, желающих заключить брак. С учетом высказанных нами теоретических положений относительно условий заключения брака считаем необходимым внести соответствующие изменения в ст. 2 Областного закона РО об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан, изложив ее в следующей редакции: «при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе своим правовым актом по просьбе данных лиц снизить брачный возраст лицам, достигшим шестнадцати лет». СК РФ не восполняет пробела в семейном законодательстве относительно того, кто конкретно может обратиться в орган местного самоуправления с ходатайством о снижении брачного возраста. По мнению ряда авторов, данное право предоставлено самим несовершеннолетним, желающим зарегистрировать брак; их законным представителям (родителям, усыновителям, приемным родителям или попечителям); органам, исполняющим попечительские функции или обязанности <6>. Данное суждение вызывает возражения. Во-первых, в отличие от КоБС РСФСР (ст. 15) СК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 13) прямо связывает снижение брачного возраста с наличием просьбы именно самих несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак. Во-вторых, как было отмечено ранее, позиция законных представителей несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет, при решении вопроса о снижении брачного возраста не имеет принципиального значения для органа местного самоуправления. Поэтому мы полагаем, что заявление о снижении брачного возраста может быть подано в орган местного самоуправления только лично лицами, желающими вступить в брак и достигшими шестнадцатилетнего возраста. При этом обязательна письменная форма такого заявления. ——————————— <6> Комментарий к Семейному кодексу РФ (постатейный) / Отв. ред. И. М. Кузнецова. М.: БЕК, 1996. С. 46.

Таким образом, проведенное нами исследование убеждает в известной преемственности прежнего и действующего российского законодательства о браке и семье относительно брачного возраста как обязательного условия заключения брака. СК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 13) предусматривает возможность снижения брачного возраста не более чем на два года. Тем самым на уровне федерального закона минимальный брачный возраст устанавливается в шестнадцать лет. Однако снижение брачного возраста допускается и ниже шестнадцати лет. С учетом конституционного разграничения компетенции между РФ и ее субъектами СК РФ предоставляет субъектам РФ право своим законом установить порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет (абз. 2 п. 2 ст. 13 СК). Целесообразность данной нормы с учетом многонационального состава населения нашей страны и, как следствие, наличия существенных различий в исторических, национальных, культурных и иных традициях; акселерации, влекущей возникновение фактических брачных отношений и до достижения шестнадцати лет, и других обстоятельств не вызывает сомнений. Прежде всего, следует отметить, что СК РФ допускает возможность вступления в брак до достижения возраста шестнадцати лет только в порядке исключения и при наличии особых обстоятельств. В соответствии с п. 3 Областного закона РО от 12 мая 1996 г. таковыми признаются беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и другие обстоятельства. Перечень указанных оснований не является исчерпывающим и может охватывать любые иные обстоятельства по усмотрению органов местного самоуправления. Думается, что подобный подход вряд ли правомерен. Он позволяет чрезмерно широко толковать причины снижения брачного возраста ниже шестнадцати лет. На практике к ним могут быть отнесены и фактические брачные отношения, и призыв жениха на военную службу, и иные обстоятельства, не имеющие чрезвычайного характера. Между тем именно исключительность соответствующих обстоятельств по смыслу СК РФ обусловливает снижение брачного возраста до достижения шестнадцати лет. Открытость данного перечня неоправданно расширяет возможности органов местного самоуправления в этом отношении. Перечень оснований снижения брачного возраста должен быть исчерпывающим и ограничиваться особыми обстоятельствами. К ним могут быть, видимо, отнесены только беременность, рождение ребенка и угроза жизни одного из лиц, желающих заключить брак. Иное решение вопроса способно повлечь чрезмерное упрощение снижения брачного возраста, что не соответствует требованию СК РФ о разрешении браков лиц моложе шестнадцати лет только в порядке исключения. На снижение брачного возраста согласно ст. 3 указанного Областного закона требуется также и согласие законных представителей, что в отношении несовершеннолетних данной возрастной группы вследствие их недостаточной психологической и социальной зрелости представляется вполне правомерным. Областной закон допускает снижение брачного возраста на территории Ростовской области до четырнадцати лет. Изучение специальных законов по данному вопросу субъектов РФ свидетельствует, что возрастной предел устанавливается по общему правилу на уровне четырнадцати и пятнадцати лет. Однако на основании абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ имеется принципиальная возможность закрепить и более низкий возрастной уровень. Но биологическая возможность вступить в фактические брачные отношения не всегда сочетается с необходимой для юридического брака интеллектуальной и волевой зрелостью лица. Отсутствие в федеральном законодательстве каких-либо ограничений при снижении брачного возраста может повлечь за собой, на наш взгляд, ряд весьма нежелательных последствий. Они могут выражаться в установлении на уровне субъектов РФ и более низких, чем четырнадцать-пятнадцать лет, возрастных пределов, допускающих заключение брака, либо в полном отсутствии законодательных ограничений при снижении брачного возраста. В частности, соответствующие возрастные ограничения не установлены в законах ряда субъектов РФ (Республике Башкортостан, Новгородской и Орловской областях) <7>. В результате могут появиться браки, заключенные в тринадцать, двенадцать лет и в более раннем возрасте. С учетом сказанного мы считаем необходимым установить в СК РФ предельный возраст, допускающий заключение брака, — четырнадцать лет. Именно с этого возраста несовершеннолетние приобретают возможность самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, а также совершать иные действия в соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ. Тем самым лица, достигшие четырнадцати лет, в состоянии в определенной степени выполнять свои семейные имущественные обязанности и в качестве супругов, и в качестве родителей. Думается, что абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ следует дополнить предложением: при этом брачный возраст не может быть установлен ниже возраста четырнадцати лет. ——————————— <7> Семейное право: Учебник / Под ред. В. П. Крашенинникова. М.: Статут, 2007. С. 45.

Следовательно, при регламентации порядка и условий, допускающих регистрацию брака до достижения возраста шестнадцати лет, субъекты РФ могут установить любой минимальный возраст в пределах, императивно закрепленных федеральным законом, т. е. от четырнадцати до шестнадцати лет. Определение такого возраста в специальном законе субъекта РФ, по нашему мнению, обязательно. Это в наибольшей степени соответствует интересам и правовой защите несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак. Вместе с тем не следует переоценивать роль и влияние подобных законодательных ограничений. Сами по себе они не могут воспрепятствовать вступлению в фактические брачные отношения. Но наличие таких отношений и даже рождение ребенка не являются основаниями для заключения брака ранее достижения лицом брачного возраста, установленного законом субъекта РФ. При отсутствии в субъекте РФ специального закона, устанавливающего порядок и условия вступления в брак до достижения шестнадцати лет, брак может быть заключен только по достижении возраста шестнадцати лет при соблюдении условий и порядка его заключения, предусмотренных СК РФ. Заключение брака несовершеннолетними лицами, которым был снижен брачный возраст, не является обязательным. Он может быть либо вообще не зарегистрирован ими либо зарегистрирован в любой момент до достижения восемнадцати лет независимо от времени, прошедшего с момента принятия муниципальным органом решения о снижении брачного возраста. По нашему мнению, в целях предотвращения ранних и, как правило, нестабильных браков целесообразно установить определенные сроки, к примеру, от трех до шести месяцев (с момента вынесения решения о снижении брачного возраста), в течение которых допускается заключение брака несовершеннолетними лицами. По своей юридической природе такие сроки должны иметь пресекательный характер. Следовательно, их истечение повлечет прекращение предоставленного несовершеннолетнему лицу права на заключение брака до достижения им возраста восемнадцати лет. Это не исключает возможности повторного обращения несовершеннолетних, не зарегистрировавших брак в установленные сроки, в органы местного самоуправления с новым ходатайством о снижении брачного возраста. В таком случае вопрос должен решаться в общем порядке, установленном СК РФ. Регистрация брака обусловливает согласно абз. 1 п. 2 ст. 21 ГК РФ приобретение лицом, не достигшим возраста восемнадцати лет, дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак. До введения в действие СК РФ исключалась возможность возникновения полной гражданской дееспособности до достижения возраста шестнадцати лет. В настоящее время такая возможность имеется, поскольку п. 2 ст. 21 ГК РФ распространяется на все случаи вступления в брак до восемнадцати лет, в том числе и до достижения шестнадцати лет, если специальным законом субъекта РФ допускается вступление в брак до достижения данного возраста. Представляется, что регистрация брака до восемнадцатилетнего возраста не должна автоматически приводить к признанию гражданской дееспособности в полном объеме вне зависимости от возраста вступления в брак. Мы полагаем, что вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет при наличии соответствующего специального закона субъекта РФ не должно влечь за собой признания такого лица полностью дееспособным. Вряд ли более ранний возраст обеспечивает требуемую для полной дееспособности в сфере гражданских правоотношений интеллектуальную и волевую зрелость. Не случайно поэтому законодатель выделяет дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и разрешает самостоятельное осуществление ими достаточно ограниченного круга действий (п. 2 ст. 26 ГК). Коллизия норм гражданского и семейного законодательства особенно остро проявляется в связи с тем, что отсутствие в СК РФ ограничений права субъектов РФ на установление своим законом возраста, допускающего в виде исключения с учетом особых обстоятельств вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет, создает принципиальную возможность регистрации брака не только с пятнадцати-четырнадцати лет, но и в более раннем возрасте. Следовательно, и такие вступившие в брак лица должны быть признаны полностью дееспособными. С учетом высказанных замечаний считаем целесообразным ограничить сферу применения п. 2 ст. 21 ГК РФ только случаями, когда вступление в брак до достижения восемнадцати лет допускается именно федеральным законом, что исключит возможность возникновения гражданской дееспособности в полном объеме до достижения лицом возраста шестнадцати лет. В свете сказанного обращает на себя внимание следующее. Эмансипация, т. е. объявление лица, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным в порядке ст. 27 ГК РФ, не влияет на его брачную дееспособность (равно как и на иные элементы его семейно-правового статуса). Поэтому для заключения брака эмансипированным несовершеннолетним требуется разрешение органов местного самоуправления на снижение брачного возраста. Думается, что между эмансипацией и брачной дееспособностью должна быть более тесная связь. Посмеем утверждать, что факт эмансипации может заменить собой разрешение органов местного самоуправления на снижение брачного возраста. В заключение считаем необходимым отметить, что в рамках одной статьи невозможно исчерпывающе рассмотреть все затронутые нами вопросы. Они требуют дальнейшего научного исследования и обсуждения.

——————————————————————