Кассовый аппарат надежнее

(Мошкович М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 38)

КАССОВЫЙ АППАРАТ НАДЕЖНЕЕ

М. МОШКОВИЧ

Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».

Я зарегистрировал ООО «Юридическая консультация» для оказания правовых услуг гражданам и юрлицам. В налоговой мне сказали, что я не имею права при оказании услуг гражданам использовать бланки строгой отчетности — только ККТ. Я сослался на Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 и на письма Минфина России от 23.06.2008 N 03-01-15/8-240 и N 03-01-15/8-239. Разработал бланк строгой отчетности для использования в расчетах с клиентами и хочу применять его. Прав ли я?

Виктор Антонюк, г. Москва

Все организации и предприниматели, осуществляя наличные денежные расчеты при продаже товаров (выполнении работ, оказание услуг), обязаны применять ККТ. При этом расчеты с населением за оказанные услуги могут производиться без применения ККТ, если организация (предприниматель) использует в установленном Правительством РФ порядке бланки строгой отчетности (БСО) (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Такой порядок определен в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

По смыслу данного Положения выдавать БСО вместо кассового чека при наличных расчетах с населением вправе любой субъект предпринимательской деятельности. В этом состоит принципиальное отличие Положения от ранее действовавшего нормативного акта (Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171), который позволял не применять ККТ только в тех сферах услуг, в отношении которых необходимые формы были утверждены Минфином. Теперь же, за исключением ряда случаев, организации и предприниматели могут разрабатывать БСО сами. Бланк должен включать реквизиты, названные в п. 3 Положения, утверждения его в Минфине либо ином органе власти не требуется (что неоднократно было подтверждено письмами данного ведомства).

Помимо писем, содержащих ответы на вопросы конкретных налогоплательщиков, Минфин опубликовал и информационное письмо от 22.08.2008 для всеобщего ознакомления. Вначале оно появилось на сайте Минфина, сегодня с ним можно ознакомиться и в информационных правовых системах (например, в «КонсультантПлюс»). Необходимость в разъяснениях возникла в связи с не слишком удачной редакцией Положения. Столь принципиальное новшество, как предоставленная налогоплательщикам возможность разрабатывать формы БСО самостоятельно, не было сформулировано достаточно четко. Возможно, и в рассматриваемом случае налоговый орган просто еще не вник в произошедшие изменения.

Теперь напомним об имеющихся исключениях, т. е. о том, в каких случаях необходимо использовать формы БСО, утвержденные органом власти.

Во-первых, это формы БСО, утвержденные в соответствии с Постановлением N 171 до вступления в силу нового Положения. Минфин перечислил их в своем информационном письме от 22.08.2008 «Квитанция на получение страховой премии (взноса)», утв. Приказом Минфина России от 20.06.2006 N 80н; «Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения», утв. Приказом Минфина России от 09.02.2007 N 14н; «Туристская путевка», утв. Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н; «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция», утв. Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н; «Квитанция на оплату ветеринарных услуг», утв. Приказом Минфина России от 09.04.2008 N 39н.

Таким образом, если организация или предприниматель оказывают услуги населению в соответствующих сферах, они обязаны использовать только названные формы БСО и никакие другие. Кроме того, существуют формы БСО, утвержденные даже до вступления в силу Постановления N 171. Как сказано в Постановлении N 359, они могут использоваться до 1 декабря 2008 года. Формулировка «могут», означает, на наш взгляд, что использование их не является обязательным.

Во-вторых, п. 5 Положения предусматривает, что законодательство РФ может наделить определенные федеральные органы исполнительной власти полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению. В таком случае эти органы будут утверждать и формы БСО для расчетов с населением без применения ККТ.

Пунктом 6 Положения установлено, что при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подп. «ж» — «и» п. 3 Положения, формы БСО при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, в названных случаях применение БСО, утвержденных властным органом, будет обязательным.

Итак, обязательной формы БСО для оказания правовых услуг не существует. Ее можно разработать с соблюдением требований, установленных Постановлением N 359, и применять при наличных расчетах с населением за оказанные услуги. Рекомендуем автору вопроса еще раз обратиться к налоговикам, указав им на содержание информационного письма Минфина России от 22.08.2008, и попытаться убедить их в правомерности своих действий. В противном случае придется готовиться к защите своих прав в суде, ведь налоговый орган может привлечь «нарушителя» к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

——————————————————————