Для жизни непригодно

(Евстратенко М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 50)

ДЛЯ ЖИЗНИ НЕПРИГОДНО

М. ЕВСТРАТЕНКО

Марина Евстратенко, юрист.

Мы проживаем в доме постройки 1935 г. Все восемь квартир муниципальные. В июле 2008 г. жилые помещения были признаны непригодными для проживания, о дальнейшей судьбе дома местная администрация никакого решения не принимает. Мы обращались ко всем местным чиновникам, депутатам, в прокуратуру — следуют формальные отписки. Единственное, что было сделано, — снята оплата за содержание. Что нам предпринять в данной ситуации?

Л. Лобанова, г. Кострома

При отсутствии более полных сведений о признании дома непригодным для проживания будем считать, что он признан таковым в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности на основании Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, это жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, а также отвечать предъявляемым требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Таким образом, предоставление другого благоустроенного жилого помещения равнозначной площади в черте данного населенного пункта в соответствии с действующим законодательством РФ — прямая обязанность наймодателя (в вашем случае муниципалитета), поскольку именно наймодатель должен проводить капитальный ремонт дома и содержать его в состоянии, отвечающем требованиям, которые закреплены законодательством РФ. Но кроме этой прямой обязанности наймодателя, каких-либо иных процедурных правил ЖК РФ не содержит, поэтому возложенные на наймодателя обязанности не обеспечены наличием должного механизма правовой реализации с указанием сроков проведения и самой процедуры выселения.

Непонятно, почему молчит прокуратура, которая в силу действующего законодательства РФ должна обратиться в суд и внести представление на действия администрации. Но в любом случае в сложившейся ситуации жильцам дома следует обратиться в суд с требованием к наймодателю о расселении жильцов по причине признания дома непригодным для проживания. Решение суда является гарантом исполнения обязательств наймодателя, которое может быть исполнено и в принудительном порядке с помощью судебных приставов. Но, к сожалению, как показывает практика, привлечь к ответственности должностных лиц за непредоставление нанимателю нового благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания фактически невозможно. Единственной мерой воздействия на недобросовестных чиновников выступает наложение штрафа службой судебных приставов.

——————————————————————