Социальная гарантия на получение военнослужащими жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства нуждается в детальном правовом регулировании

(Трощенко Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 6)

СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ИЗБРАННОМУ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА НУЖДАЕТСЯ В ДЕТАЛЬНОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Р. А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р. А., преподаватель 42-й кафедры филиала ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», подполковник.

В публикации анализируются проблемные правовые вопросы и перспективы обеспечения Министерством обороны России военнослужащих жилыми помещениями в избранном ими при увольнении месте постоянного жительства.

Ключевые слова: военнослужащие по контракту, избранное место постоянного жительства, предоставление жилых помещений, увольнение с военной службы, указания должностных лиц по вопросам жилищного обеспечения.

Social safeguard to obtaining by the soldiers of living quarters with the place of residence selected after release needs the detailed lawful regulation R. A. Troshchenko

In the publication are analyzed problematic lawful questions and prospects for the guarantee by the Defense Ministry of Russia soldiers by living quarters in the selected them with the release place of the permanent residence.

Key words: soldiers on the contract, the selected place of permanent residence, the assignment of living quarters, discharge from service, instruction of officials on questions of the housing guarantee.

В рамках настоящей статьи будут рассмотрены вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма по избранному месту жительства военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Следует согласиться с тем, что приведенные нормы Закона по своей юридической природе являются лишь общими нормами и не регулируют конкретные правоотношения <1>. Действительно, правового механизма предоставления указанными федеральными органами военнослужащим жилых помещений в избранном месте жительства до настоящего времени не создано. Проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусмотрена новая редакция п. 14 ст. 15 Закона, согласно которой порядок признания указанных военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях при перемене ими места жительства и порядок предоставления им жилых помещений по договорам социального найма определяются Правительством Российской Федерации <2>. Однако до настоящего времени ни Законом, ни подзаконными актами такой порядок не установлен. Отсутствует четкий правовой алгоритм признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в избранном после увольнения постоянном месте жительства и постановки их федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на соответствующий учет. ——————————— <1> Ильменейкин П. В. Важные новации нового закона по жилищному обеспечению граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 3. С. 20. <2> Рос. газ. 2010. 2 нояб.

Как следует из приведенных норм Закона, жилые помещения предоставляются военнослужащим при увольнении <3>. Соответственно справедливым будет считать, что такое предоставление должно осуществляться до издания приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части либо в минимальный разумный срок после такого исключения. ——————————— <3> Здесь и далее выделено мной. — Р. Т.

Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее — Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, и изданный в его исполнение Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 1998 г. N 517 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» по отношению к увольняемым военнослужащим фактически не применяются, поскольку определенный ими правовой механизм предусматривал обеспечение указанных граждан жилыми помещениями органами местного самоуправления. Как отмечалось ранее автором, Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее — Инструкция), утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, строго говоря, не содержит порядка признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в избранном после увольнения постоянном месте жительства <4>. Следует согласиться с позицией Е. Г. Воробьева о том, что в Инструкции вопрос о правовых притязаниях со стороны военнослужащих о желаемом ими конкретном месте получения жилья вообще не рассматривается, а в нормах, регулирующих действия и решения уполномоченного органа, просматривается абсолютная широта для дискреции, возможности предлагать военнослужащим социальное жилье в разных местах по выбору уполномоченного органа <5>. Приложением N 1 к Инструкции (заявление о постановке на учет) не предусмотрена конкретизация военнослужащим желаемого места получения жилья. Не упоминается об избранном месте жительства и в приложении N 3 к Инструкции (реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма), а также не упоминается о каких-либо особенностях постановки на учет в зависимости от того, где военнослужащий желает получить жилое помещение — по месту службы или по иному месту жительства (месту будущего жительства). Как справедливо отмечают юристы, в нормах действующего законодательства России не разъяснено, относительно какого места (места службы или места постоянного жительства после увольнения) должна оцениваться (и соответственно по каким учетным нормам или другим основаниям) нуждаемость военнослужащего в жилом помещении по избранному им после увольнения постоянному месту жительства <6>. ——————————— <4> См. подробнее: Трощенко Р. А. Непростые место и роль статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищном обеспечении военнослужащих по избранному постоянному месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 1. <5> Воробьев Е. Г. Краткий научно-практический комментарий к Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (тематический) // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 3. С. 83. <6> См., напр.: Ильменейкин П. В. Жилищные нормы и связанные с ними проблемы обеспечения военнослужащих жильем // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 3. С. 48.

В связи с вышеизложенным представляют интерес указания заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2010 N 205/2/832 <7> (далее — Указания). Не являясь нормативным правовым актом, данный документ, тем не менее, отражает официальную позицию Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, а значит, соответствующие должностные лица должны этой позиции придерживаться. Указания имеют приложение, подписанное руководителем Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, именуемое «Справочный материал по жилищному обеспечению военнослужащих» (далее — приложение). ——————————— <7> URL: http:// zhilcom-ovomvo. ru/ law/ zmo — 20- 12- 2010- 205- 2- 832 (дата обращения 02.04.2011)

В п. 3 приложения указано: «Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях реализации указанной социальной гарантии военнослужащий при подаче заявления (приложение N 1 к Инструкции) в разделе «Дополнительные сведения (о правах на дополнительные социальные гарантии по жилищному обеспечению, сведения о планируемых дате и основании увольнения с военной службы и др.)» при внесении информации об избранном месте постоянного жительства должен указывать наименование субъекта Российской Федерации или города федерального значения, наименование единицы административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, муниципального образования (поселения). При этом потребность военнослужащих в жилых помещениях в избранном ими месте постоянного жительства учитывается в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (приложение N 3 к Инструкции), в разделе «Место предоставления жилого помещения». Жилые помещения в избранном месте постоянного жительства распределяются военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, в год их увольнения с военной службы». Из приведенного текста следует, что Министерство обороны Российской Федерации (далее — министерство) фактически исходит из того, что порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по избранному месту жительства, постановка их на соответствующий учет, а также предоставление таких помещений может производиться в общем порядке, предусмотренном Инструкцией. Поводом для вынесения решения о признании военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях является соответствующая просьба военнослужащего, указанная в разделе «Дополнительные сведения…» заявления, оформленного согласно приложению N 1 к Инструкции. При этом факт признания его нуждающимся в жилых помещениях в избранном месте постоянного жительства подтверждается записью в разделе «Место предоставления жилого помещения» приложения N 3 к Инструкции. Из чего можно сделать вывод, что если военнослужащий такого желания не изъявил и не указал избранное место жительства, то он признается нуждающимся в жилом помещении по отношению к месту прохождения службы, что, впрочем, не свидетельствует о том, что последнее будет избрано им в качестве постоянного места жительства при увольнении. Соответственно у него не имеется препятствий в дальнейшем поставить перед командованием вопрос об обеспечении его жилым помещением в таком месте. Однако ни Инструкцией, ни приложением не разъясняется, когда именно и в каком порядке военнослужащему следует обращаться с заявлением об обеспечении его жильем в избранном месте жительства, как это, например, предусмотрено вышеупомянутым Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 1998 г. N 517. Как представляется, определенная «сложность» применения Инструкции при решении вопроса о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства заключается в норме, содержащейся в п. 3 Инструкции, согласно которой военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). Каких-либо иных оснований для постановки на учет Инструкция не содержит. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30 указал, что предусмотренный п. 14 ст. 15 Закона выбор места жительства при увольнении является специальным основанием для повторного признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий и порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте. При этом обеспеченность жильем по прежнему месту жительства не препятствует реализации военнослужащими права на получение жилых помещений в соответствии с п. 14 ст. 15 Закона. Таким образом, представляется целесообразным внести в Инструкцию предусмотренное Законом дополнительное основание признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях — избрание постоянного места жительства при увольнении с военной службы, а также установить нормы, согласно которым в таком признании может быть отказано, как это предусмотрено, например, Порядком учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства. В этом случае снимается неопределенность по вопросу о том, относительно какого места (места службы или избранного места постоянного жительства и соответственно по каким учетным нормам) должна оцениваться нуждаемость военнослужащего в жилом помещении. Поскольку занимаемые военнослужащими и членами их семей жилые помещения подлежат сдаче министерству (в том числе и находящиеся не по месту службы), то учетные нормы не имеют никакого значения для постановки указанных граждан на соответствующий учет. Исключением является ситуация, когда у военнослужащего и (или) членов его семьи имеется жилое помещение (помещения) в том же месте, которое избрано им в качестве постоянного места жительства при увольнении. В этом случае обеспеченность жильем по нормам выше учетных, установленных в таком месте, является препятствием для предоставления в нем же другого жилого помещения. Кроме того, на практике могут возникать следующие случаи. 1. Военнослужащий и (или) члены его семьи имеют в собственности жилые помещения. Представляется, что данное обстоятельство само по себе не препятствует признанию указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, но при условии, что общая площадь имеющихся у них помещений на каждого члена семьи не превышает учетную норму, установленную по избранному месту жительства <8>. Предоставление жилого помещения в этом случае производится в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 57 ЖК РФ. ——————————— <8> Как отметил Верховный Суд Российской Федерации, государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий независимо от наличия у него в собственности квартиры, но с учетом общих требований: предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации (Об отказе в удовлетворении жалобы на подпункт «а» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054: решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. N ВКПИ 01-01. Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс»).

2. Министерство в лице своих уполномоченных органов не является стороной договора социального найма жилого помещения, занимаемого военнослужащим и (или) членами его семьи, и соответственно при расторжении указанного договора жилое помещение подлежит сдаче, например, соответствующему муниципальному образованию. Однако из содержания п. 14 ст. 15 Закона следует, что при получении жилого помещения по избранному месту жительства ранее занимаемые жилые помещения должны быть сданы именно министерству (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), поскольку, как правило, предполагается их дальнейшее распределение в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона, т. е. иным гражданам, перед которыми министерство имеет жилищные обязательства. В то же время значительная часть жилых помещений, полученных военнослужащими и членами их семей от министерства, переданы, как известно, в собственность органов местного самоуправления. Не вдаваясь в рамках настоящей публикации в изучение вопроса о том, кому следует сдавать жилые помещения, полученные от министерства по договору социального найма и впоследствии переданные в муниципальную собственность, отметим, что при расторжении указанного договора эти помещения нередко сдаются органам местного самоуправления, которые и выдают соответствующие документы об их сдаче <9>. Формально эти документы не удовлетворяют требованиям п. 14 ст. 15 Закона, поскольку не подтверждают факт сдачи жилья именно министерству. Тем не менее такие помещения независимо от принадлежности к тому или иному жилищному фонду подлежат распределению между военнослужащими и членами их семей в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона. Данный вывод подтвержден судебной практикой <10>. Таким образом, представляется, что принципиальное значение имеет вопрос не о том, кому сданы помещения и кем соответственно выданы документы об их сдаче, а о том, сохраняется ли преимущественное право на получение этих жилых помещений за военнослужащими и членами их семей. Соответственно если занимаемые военнослужащими и (или) членами их семей жилые помещения по договорам социального найма хотя и могут быть при расторжении договора сданы по акту соответствующим органам, но не подлежат в дальнейшем распределению в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 15 Закона, то при решении вопроса о признании этих граждан нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства занимаемые ими помещения должны приниматься во внимание по аналогии с жильем, находящимся в собственности. При превышении размера площади таких помещений на каждого члена семьи выше учетной нормы, установленной по избранному месту жительства, такие граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилье по избранному месту жительства. ——————————— <9> В соответствии со ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. Таким образом, на момент расторжения договора социального найма указанный в договоре наймодатель может не только не являться собственником указанного в договоре помещения, но и не иметь на это помещение права хозяйственного ведения или оперативного управления либо вообще не существовать как лицо. Вместе с тем, как указано в подп. «к» п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения (далее — Типовой договор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, жилое помещение при расторжении договора сдается по акту именно наймодателю, указанному в договоре. Таким образом, сдача жилого помещения, в договоре найма которого в качестве наймодателя указана, например, КЭЧ района, в том числе и после перехода права собственности на это жилое помещение муниципальным властям, формально соответствует требованиям Типового договора. Тем не менее обоснованность сдачи помещения лицу, не имеющему на него права собственности или права хозяйственного ведения, оперативного управления, представляется весьма спорной. <10> См., напр.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 34-В08-9. Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».

Следующий момент, на котором хотелось бы остановиться, касается изложенной в Указаниях позиции должностных лиц министерства, согласно которой жилые помещения в избранном месте постоянного жительства распределяются военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, в год их увольнения с военной службы. Представляется, что фраза «в год их увольнения» является не вполне удачной. Очевидно, что своевременно уволить военнослужащего, достигающего предельного возраста в первую неделю наступившего года, и при этом обеспечить его жилым помещением в год увольнения будет весьма непросто. Как уже было отмечено выше, жилые помещения в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона, предоставляются военнослужащим при увольнении. При этом действующим законодательством не конкретизированы: 1) сроки, условия и порядок обращения военнослужащих с заявлениями о признании их нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства; 2) сроки, условия и порядок обращения военнослужащих о предоставлении им жилых помещений в избранном месте жительства в связи с предстоящим увольнением; 3) сроки предоставления указанных помещений. Например, при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее — ОШМ) не ясно, при наличии каких условий военнослужащий вправе считать себя подлежащим увольнению по этому основанию и соответственно ставить вопрос о предоставлении жилья. Сам по себе факт проведения ОШМ, сокращение должности военнослужащего и его желание уволиться не являются достаточными условиями для увольнения по указанному основанию. Необходимо принятие решения соответствующим должностным лицом о целесообразности увольнения военнослужащего в связи с проведением ОШМ. Соответственно именно с момента принятия такого решения у военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы 10 лет и более, возникает право на получение жилья в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона. При этом представляется целесообразным устанавливать факт нуждаемости в жилых помещениях по избранному месту жительства заблаговременно, чтобы на момент возникновения тех или иных «льготных» оснований для увольнения, тем более таких внеплановых, как увольнение по состоянию здоровья или в связи с ОШМ, дальнейшая процедура предоставления жилых помещений занимала минимальное время. Поскольку п. 14 ст. 15 Закона одним из основных условий предоставления жилья военнослужащим при перемене ими места жительства установлено наличие общей продолжительности военной службы 10 лет и более, то представляется логичным производить их постановку на соответствующий учет, например, не ранее чем за год до достижения указанной выслуги лет. Эти и другие составляющие порядка жилищного обеспечения при перемене военнослужащими места жительства должны быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами. С учетом того что предусмотренная Законом социальная гарантия на обеспечение жильем при перемене места жительства реализуется при увольнении (согласно указаниям — в год увольнения), представляется интересной дальнейшая практика определения места предоставления жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим, не подлежащим увольнению в ближайшие два года. Высшие должностные лица государства пообещали обеспечить постоянным жильем всех военнослужащих, ранее принятых на соответствующий учет, правда, теперь уже до конца 2012 г. <11>. В связи с этим необходимо отметить, что значительная часть очередников, о которых идет речь в настоящей статье (заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.), не достигнут к указанной дате предельного возраста пребывания на военной службе. Соответственно, для того, чтобы выполнить обещание властей, с одной стороны, и требования Закона — с другой, необходимо обеспечить военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания сначала по месту службы, а затем при увольнении — по избранному ими месту жительства. Анализируя положения п. 14 ст. 15 Закона, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания — по избранному им месту постоянного жительства <12>. Под общими основаниями, как представляется, в данном случае имеется в виду обеспечение жилой площадью именно по месту службы. ——————————— <11> См., напр.: Стенограмма презентации планов строительства жилья для военнослужащих в регионах России, состоявшейся 12 января 2011 г.; Вступительное слово В. Путина на совещании 23 февраля 2011 г. в Калининграде по вопросу обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил. URL: http://premier. gov. ru/events/news/14238/ (дата обращения 31.03.2011) <12> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237». Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».

Вполне очевидно, что в случае строительства министерством в полном объеме требуемого количества жилья по местам службы очередников потребуется в конечном итоге больше средств, нежели при проведении крупных застроек в местах с развитой строительной и административной инфраструктурой (Подмосковье, Санкт-Петербурге и т. п.). В настоящее время основная масса квартир строится или приобретается министерством поблизости от крупных мегаполисов, но, как правило, не в них самих, где стоимость «квадратных метров» резко увеличивается. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к сайту министерства «Жилье военнослужащим» <13>. Именно в таком «ликвидном» порядке, скорее всего, и будет осуществляться дальнейшее вложение министерством средств, направленных на решение армейского «квартирного вопроса». ——————————— <13> URL: http://www. dom. mil. ru. (дата обращения 07.04.2011).

Следует отметить, что, предоставляя военнослужащим жилые помещения по договорам социального найма по месту, отличному от места их службы, министерство одновременно решает как минимум две задачи — обеспечивает как бы заранее реализацию гарантии, предусмотренной п. 14 ст. 15 Закона, и одновременно с этим снимает с себя обязанность по обеспечению указанных граждан жильем по договору социального найма по месту их службы, поскольку, безусловно, предоставление последним жилых помещений по нормам на территории страны является основанием для окончательного снятия их с учета. В случае же предоставления указанного жилья гражданам по месту их службы с министерства не снимается обязанность по их обеспечению жильем по избранному ими месту жительства в силу того, что выбор места постоянного жительства при увольнении является специальным основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порождает обязанность министерства обеспечить граждан жильем именно в этом месте. По мнению автора настоящей статьи, подавляющая часть военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., в ближайшие два года будут все-таки обеспечены квартирами именно в местах, отличных от мест прохождения ими службы, независимо от наличия у данных граждан оснований для «льготного» увольнения. Что касается несовпадения желаемого (ранее заявленного) места получения жилья с предлагаемым министерством местом его предоставления, то согласие на получение жилья в последнем будет расцениваться как добровольное изменение ранее избранного места постоянного жительства.

——————————————————————