О льготах инвалидам при оплате коммунальных услуг в г. Москве

(Долинская В. В., Долинская Л. М.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 12)

О ЛЬГОТАХ ИНВАЛИДАМ ПРИ ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В Г. МОСКВЕ

В. В. ДОЛИНСКАЯ, Л. М. ДОЛИНСКАЯ

Долинская Владимира Владимировна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Долинская Людмила Михайловна, врач, ФГУ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России)».

В статье приведены льготы и показан подсчет оплаты коммунальных услуг.

Ключевые слова: льготы; оплата коммунальных услуг; инвалид.

On disabled persons’ discounts for payment for public services in Moscow V. V. Dolinskaya, L. M. Dolinskaya

Dolinskaya Vladimira Vladimirovna, doctor of laws, professor, professor of the civil and family law department of Kutafin Moscow state law academy.

Dolinskaya Lyudmila Mikhaylovna, doctor of laws, Federal state institution «Centre of exercise therapy and sport medicine under federal medicobiologic agency».

The article is concerned with various discounts; the calculation of public services payment is demonstrated.

Key words: discounts; payment for public services; disabled person.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства остается в нашей стране одной из самых проблематичных. При пересечении со сферой социальной защиты (в частности, обеспечение прав инвалидов <1>) возникают социальные конфликты и судебные споры. ——————————— <1> Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., открытая для подписания 30 марта 2007 г. и подписанная от имени Российской Федерации в Нью-Йорке 24 сентября 2008 г. До этого цивилизованные государства приняли в течение последних десятилетий такие специальные документы по защите и поощрению прав людей с инвалидностью, как: Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.), Декларация о правах инвалидов (1975 г.) и др.

В этом году мы принимали активное участие в судебном разбирательстве по спору между инвалидом и ДЕЗом и столкнулись с ситуацией, когда судья районного суда не знал и, соответственно, не мог применить нормы о льготах инвалидам при оплате жилищно-коммунальных услуг, а судья-докладчик в Московском городском суде запутался в расчетах и допустил серьезное нарушение норм материального права. В связи с этим мы еще раз обращаемся к этой теме. Состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги раскрыт в ст. 154 Жилищного кодекса РФ, а также в ст. 73 и 76 Основ жилищной политики города Москвы от 27 января 2010 г. N 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, состоит из следующих элементов: 1) плата за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) плата за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает второй и третий из вышеназванных элементов с поправкой, что во второй элемент (плата за содержание и ремонт жилого помещения) входит и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализирование), электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах, снабжение сетевым природным или сжиженным газом), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) <2>. ——————————— <2> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3168.

Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <3> «инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению». ——————————— <3> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Эта норма дословно повторена в п. 13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 <4>. ——————————— <4> СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3936.

Руководствуясь тем, что в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (соответственно пп. «к» и «ж» ст. 72 Конституции, ч. 1 ст. 5 ЖК), в городе Москве в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы осуществляется реализация переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (ст. 9 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»). Категории граждан, пользующихся льготами, перечислены в приложении к письму Департамента инженерного обеспечения Правительства Москвы от 10 мая 1995 г. N 2-796/3 «Перечень категорий граждан, пользующихся льготами по оплате жилья по договору найма, плате за наем жилых помещений, оплате коммунальных услуг и услуг технического обслуживания» (до 1 мая 1995 г. этому вопросу было посвящено письмо Департамента инженерного обеспечения от 27 июня 1994 г. N 14-523/4). Однако в самом Законе города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» мы находим только одну норму, которая касается инвалидов с учетом того, что они являются получателями пенсий, — пп. 2 п. 7 ст. 8. Согласно этой норме одиноким пенсионерам, семьям, состоящим только из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), сохраняется предоставление такой меры социальной поддержки, как освобождение от платы за вывоз твердых бытовых отходов <5>. С учетом того, что эта услуга не выделяется в платежных документах отдельной строкой, инвалиду еще предстоит вытребовать такую информацию от управляющей организации. Последний раз плата за вывоз твердых бытовых отходов нормировалась в распоряжении Мэра Москвы от 2 декабря 1992 г. N 524-РМ — 8 рублей в месяц с 1 октября 1992 г. ——————————— <5> См. также: распоряжение Мэра от 2 декабря 1992 г. N 524-РМ; пункт 42 приложения к письму Департамента инженерного обеспечения Правительства Москвы от 10 мая 1995 г. N 2-796/3; п. 1.5 Порядка и условий предоставления с 1 января 2005 г. отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 850-ПП.

Кроме того, согласно п. 2.6 Порядка и условий предоставления с 1 января 2005 г. отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 850-ПП, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), положены: оплата в размере 50% стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — жилой площади) государственного жилищного фонда; оплата в размере 50% стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) независимо от вида жилищного фонда (в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 50% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению); оплата в размере 50% стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов независимо от вида жилищного фонда. Если найти нормы о льготах все-таки можно, то еще сложнее обстоит дело с порядком их применения. Плата за наем (пользование) жилого помещения, содержание и ремонт, отопление начисляется из расчета за 1 кв. м общей площади в месяц. Плата за холодное и горячее водоснабжение, а также водоотведение начисляется из расчета с человека в месяц. А далее в правовых актах субъектов Российской Федерации — либо пробел, либо два подхода, иногда даже в разных актах одного субъекта. Первый подход мы обнаруживаем, например, в ряде правовых актов г. Москвы. Согласно п. 11 письма Управления городского заказа Правительства Москвы от 27 мая 1999 г. N 83-122/9 и п. 3 письма Департамента инженерного обеспечения Правительства Москвы от 10 мая 1995 г. N 2-796/3, если квартира находится в долевой собственности и доля гражданина, имеющего право на льготы, менее 33 кв. м, то льгота предоставляется только на его долю площади. При этом если доля находящейся в собственности жилой площади более 33 кв. м, то льготы предоставляются только на 33 кв. м. Если гражданин, имеющий право на льготы по коммунальным услугам (в частности, по отоплению), проживает в коммунальной квартире, то плата за отопление по льготной ставке взимается с учетом доли площади мест общего пользования квартиры (кухни, туалета, ванны, коридора, кладовок) с соблюдением вышеизложенных положений по социальной норме. Эти две нормы, касающиеся долевой собственности и коммунальных квартир, не вызывают сомнения. А вот две другие, содержащиеся в этих же актах, весьма спорны. По мнению вышеуказанных органов, чьи акты в системе жилищного права носят рекомендательный характер, если гражданин имеет льготу по оплате жилья и плате за наем или плате за услуги технического обслуживания дома, то по льготной ставке взимается плата с 33 кв. м (социальная норма) площади квартиры (комнаты), если иное не предусмотрено законодательными и нормативными актами. При этом если занимаемая гражданином (или его семьей) площадь фактически меньше 33 кв. м, то льготы предоставляются исходя из размера этой площади. Если гражданин имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг и проживает в квартире, занимаемой по договору найма или находящейся в совместной собственности, то плата за отопление взимается по льготной ставке с 33 кв. м площади квартиры (комнаты). Если занимаемая им площадь меньше 33 кв. м, то льгота предоставляется исходя из фактически занимаемой площади <6>. ——————————— <6> См. также: письмо Департамента инженерного обеспечения Правительства Москвы от 23 мая 1996 г. N 2-298/6.

Но если квартира не является коммунальной и не находится в общей долевой собственности, то инвалид пользуется всей общей площадью. И здесь обратимся ко второму подходу. В ч. 7 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» довольно четко провозглашено, что плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. На случай проблем с восприятием Правительство РФ поясняет еще проще: «Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот» (п. 14 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901). Солидарны с федеральными органами власти московские. В последнем абзаце письма Департамента инженерного обеспечения Правительства Москвы от 23 мая 1996 г. N 2-298/6 (того же, которое мы приводили для иллюстрации первого подхода!) указано, что дополнительная площадь, занимаемая инвалидом, независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет она предоставлена, оплачивается им в одинарном размере действующих ставок. Кроме того, можно обратиться к довольно свежему нормативному акту — Постановлению Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N 1294-ПП. Приложение 14 к нему содержит нормы, применяемые при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также при расчете сумм льгот по оплате названных услуг. Согласно пп. 2 п. 2 этого акта платежи в оплату услуг за содержание и ремонт жилых помещений по цене за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, не взимаются, в частности, с семей, состоящих из пенсионеров и (или) инвалидов (абз. 5). Аналогичная норма, но в отношении именно инвалидов, содержится в п. 2 распоряжения Мэра Москвы от 11 мая 2000 г. N 501-РМ. Таким образом, плата за пользование жилым помещением (плата за наем) должна рассчитываться для инвалида по формуле:

S x Т / 2 или общ

(S x Т / 100) x 50, общ

где S — общая площадь квартиры; общ Т — тариф зоны для жилых домов определенной категории; x — знак умножения; / — знак деления <7>. ——————————— <7> То есть ([Общая площадь квартиры] умножить [тариф зоны для жилых домов определенной категории]), разделить на 2 (или разделить на 100, умножить на 50).

Напоминаем, что размеры платы за пользование жилым помещением из жилищного фонда города Москвы (платы за наем) устанавливаются в зависимости от качества, благоустройства жилого помещения, места расположения дома, имущественной и жилищной обеспеченности пользователей (нанимателей) и условий предоставления жилого помещения в соответствии с городскими жилищными программами (п. 5 ст. 73 Основ жилищной политики города Москвы). Плата за содержание и ремонт жилого помещения должна рассчитываться для инвалида по формуле:

(S x Т / 2) — ТБО, общ

где S — общая площадь квартиры; общ Т — тариф для жилых помещений в жилых домах определенной категории; ТБО — плата за вывоз твердых бытовых отходов; x — знак умножения; / — знак деления; — — знак вычитания <8>. ——————————— <8> То есть ([Общая площадь квартиры] умножить [тариф для жилых помещений в жилых домах определенной категории]), разделить на 2 минус [оплата за вывоз твердых бытовых отходов].

Плата за такие коммунальные услуги, как холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, должна рассчитываться со скидкой в 50%, т. е. делиться для инвалида на 2. Плата за отопление должна рассчитываться для инвалида по формуле:

(S x Т) / 2, общ

где S — общая площадь квартиры; общ Т — тариф; x — знак умножения; / — знак деления <9>. ——————————— <9> То есть ([Общая площадь квартиры] умножить [тариф]), разделить на 2.

Напоминаем, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребленных коммунальных ресурсов (показаний приборов учета) и тарифов на соответствующие виды услуг, а при отсутствии приборов учета — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие виды услуг, если иное не предусмотрено правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы (п. 2 ст. 76 Основ жилищной политики города Москвы). Подробный расчет размера платы за коммунальные услуги предложен в приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354. Цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги ежегодно утверждаются постановлениями Правительства Москвы <10>. ——————————— <10> См., например: Постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N 1294-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год».

Итак, проблему представляет определение размера площади, на которую распространяется предоставляемая инвалиду льгота: в пределах социальной нормы или вся, которой инвалид пользуется. К сожалению, нормы федерального уровня оставляют некоторую недосказанность, неоднозначность, а в актах субъектов Российской Федерации, причем не входящих в жилищное законодательство, а носящих рекомендательный характер, либо отсутствует решение, либо предлагаются несколько взаимоисключающих решений. Единственное, что можно установить на основании действующих актов, это невозможность расчета путем простого деления на число лиц, составляющих семью инвалида, совместно с ним проживающих. Управляющим организациям и судьям следует быть очень внимательными при расчете размера оплаты коммунальных услуг. Субъектам Российской Федерации можно рекомендовать однозначно распространить льготы инвалидов на всю общую площадь, которой они пользуются. При этом, ориентируясь на социальную справедливость, можно напомнить, что у некоторых категорий льготников их льготы распространяются не только на членов их семей и совместно проживающих с ними лиц, но даже на их вдов. На уровне федерального законодательства этот вопрос также требует модельного решения.

——————————————————————