Правила проведения контроля и надзора в области долевого строительства могут быть ужесточены

(Попова С.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА МОГУТ БЫТЬ УЖЕСТОЧЕНЫ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 декабря 2012 года

С. ПОПОВА

28 ноября на официальном интернет-сайте Минэкономразвития России был размещен разработанный Минфином России проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей проведения государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов, оснований проведения проверок и периодичности их проведения» (далее — проект).

Проект направлен на расширение полномочий органов госвласти, а также на ужесточение правил проведения контроля и надзора в области долевого строительства. Целью рассматриваемого проекта является установление в области долевого строительства специальных правил контроля, отличных от установленных Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1].

Так, в соответствии с проектом сокращается периодичность плановых проверок. Предполагается, что плановая проверка будет проводиться по истечении года с даты выдачи застройщику разрешения на строительство либо с даты окончания последней плановой проверки застройщика или лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства. Отметим, что по действующему законодательству проведение плановых проверок возможно не чаще чем раз в три года [2].

Обратим внимание: проект разработан с учетом того, что его положения будут применяться в отношении не только застройщиков, но и лиц, которые привлекают денежные средства граждан для строительства. Однако пока в документе не определено, кого следует относить к данным лицам. Не содержит такого определения и действующее законодательство.

Для внеплановых проверок предлагается установить

новые основания

Кроме того, предлагается расширить перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Согласно проекту внеплановую проверку можно будет провести, если при анализе ежеквартальной отчетности выявятся признаки нарушений обязательных требований. Под обязательными требованиями в проекте понимаются любые требования, установленные Законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [3] и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Основаниями для внеплановой проверки могут стать обращения и заявления в контролирующие органы граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, а также поступление информации о фактах нарушения обязательных требований от СМИ, органов госвласти и местного самоуправления. Проектом предусматривается, что по данному основанию выездная внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры, без предварительного уведомления застройщика.

Напомним, что по действующему законодательству [4] внеплановая проверка по заявлениям и обращениям может проводиться, только если в них содержится информация:

— о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— об угрозе причинения или возникновения указанного вреда и чрезвычайных ситуаций;

— о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Помимо этого, согласно проекту основанием для проведения внеплановой проверки станет приказ руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Напомним, что по действующему законодательству такие поручения могут давать только Президент и Правительство РФ.

Реестр граждан, пострадавших от застройщиков

Кроме прочего, проектом предусмотрено создание и ведение реестра граждан, которые пострадали от застройщиков, не исполнивших (ненадлежащим образом исполнивших) обязательства по договору участия в долевом строительстве. В связи с этим предлагается расширить полномочия контролирующих органов. Именно эти органы будут признавать граждан пострадавшими от застройщика и вести соответствующий реестр.

Согласно проекту ФСФР России утвердит критерии отнесения граждан к числу пострадавших от застройщика, правила ведения контролирующими органами реестра таких граждан. Также ФСФР России будет уполномочена получать от контролирующих органов информацию из реестра граждан, отнесенных к числу пострадавших от застройщика.

Публичное обсуждение проекта продлится до 12 декабря 2012 г. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России.

[1] Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[2] Часть 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[3] Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

[4] Пункт 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Документ:

проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей проведения государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов, оснований проведения проверок и периодичности их проведения».

——————————————————————