Жилье из федерального бюджета

(Кудашкин А. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», NN 1, 2, 3, 1999)

ЖИЛЬЕ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

/»Право в Вооруженных Силах», N 1, 1999/

А. В. КУДАШКИН

Кудашкин А. В., подполковник юстиции, преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) гарантирует жилищные права военнослужащих при увольнении с военной службы. Так, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями (далее — по льготным основаниям) без предоставления им жилых помещений. В данном случае они обеспечиваются жилыми помещениями по месту службы (п. 1 ст. 23). Однако, как правило, военная служба проходит в военных гарнизонах, расположенных в закрытых военных городках или закрытых административно — территориальных образованиях, расположенных в не всегда благоприятных климатических условиях или отдаленных от городов местностях, в которых подчас невозможно трудоустроиться после увольнения с военной службы.

Поэтому Закон предусматривает возможность для военнослужащих, в том числе и обеспеченных жильем по месту службы, при их желании получить жилые помещения по избранному месту постоянного жительства. В данном случае военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно — строительных (жилищных) кооперативов (п. 13 ст. 15 Закона).

Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по льготным основаниям, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства (п. 14 ст. 15 Закона). Также указанным военнослужащим может быть предоставлена субсидия в виде безвозмездной финансовой помощи для строительства (покупки) индивидуальных жилых домов или квартир, в том числе в ЖСК или ЖК.

Каждый из перечисленных способов имеет свои преимущества и недостатки. Однако решение жилищных проблем должно начинаться с учета таких военнослужащих в избранном месте жительства, что подчас представляет собой довольно сложную задачу из-за региональных проблем с обеспечением жилой площадью местного населения и, как следствие, нежеланием властей некоторых российских регионов обременять себя дополнительными обязанностями, ссылающихся при этом на финансовые трудности, отсутствие бюджетного финансирования и установленного на федеральном уровне порядка решения этих проблем.

Решить проблему правового регулирования в данной ситуации призваны Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, отдельные положения которых будут прокомментированы далее.

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в запас или отставку по льготным основаниям, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном месте жительства.

К таким гражданам относятся также и бывшие военнослужащие Черноморского флота Российской Федерации, не заключавшие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ, но по своему правовому положению приравненные к военнослужащим, проходившим военную службу по контракту;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы.

Необходимо отметить, что данный пункт не содержит привязанности к исполнению указанными военнослужащими обязанностей военной службы, указанных в ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и ограничение устанавливается только временными рамками поступления на военную службу и увольнения с военной службы, в том числе и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Началом военной службы считается:

для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, — дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

в) семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по льготным основаниям, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении.

Необходимо отметить, что гибель (смерть) указанных граждан не связывается с прохождением ими военной службы, в том числе и исполнением ими обязанностей военной службы;

г) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

К членам семей относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих (п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Необходимо также иметь в виду, что на вдов (вдовцов) льгота по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета сохраняется до вступления их в новый брак (абз. 1 п. 4 ст. 24 Закона).

Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач.

Перечни воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач в соответствии с п. 3 Приказа Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9 определяются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» от 31 марта 1994 г. N 280 военнослужащие, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино — осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов, а военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия, находятся в условиях чрезвычайного положения.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 28 октября 1996 г. N 1276 выполнение на территориях Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия военнослужащими задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 «Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия — Алания и Республике Ингушетия» отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Основания признания указанных граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий перечислены в п. 7 указанных Правил. Некоторые из них являются общими, т. е. распространяющимися на всех граждан независимо от принадлежности к той или иной социальной группе, ряд других является специальными или льготными, т. е. применимыми только к строго определенным категориям граждан в силу специфики их правового статуса (например, военнослужащие, члены их семей). И те и другие основания требуют пояснения.

1. Отсутствие жилой площади.

К таковым относятся лица, не имеющие жилую площадь на условиях бессрочного договора социального найма (основанием для вселения является ордер) в домах государственного и муниципального жилищного фондов как по месту службы, так и в другой местности. Не может считаться обеспеченным жилой площадью лицо, получившее право на ее заселение на основании срочного ордера (что предусматривается для отдельных категорий военнослужащих Положением о квартирно — эксплуатационной службе и квартирном довольствии СА и ВМФ, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 г. N 75), а также пользующиеся жилой площадью по договору коммерческого найма.

Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно — Морском Флоте (Приказ Министра обороны СССР 1975 г. N 285) относит к лицам, не имеющим жилой площади, военнослужащих, проживающих в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях, на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма, и на забронированной жилой площади.

В соответствии с п. 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений, т. е. бесквартирными, или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) или наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам).

2. Наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что данное основание признания военнослужащих и членов их семей нуждающимися в улучшении жилищных условий является льготным по отношению к другим гражданам.

Так, ст. 29 ЖК РСФСР, а также п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений (см.: Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31 июля 1984 г. N 335) в качестве основания называет обеспеченность граждан жилой площадью ниже уровня, установленного исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации.

Указанный уровень находит свое выражение в учетной (учетно — постановочной) норме, подверженной увеличению с ростом жилищного строительства, установление которой отнесено к компетенции местных органов власти, поскольку в разных регионах в силу ряда социально — экономических факторов складываются неодинаковые условия и имеются разные возможности для улучшения жилищных условий граждан (например, в Москве критерий нуждаемости установлен в 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв. м общей площади для коммунальных квартир; в Свердловской области — имеющие обеспеченность общей площади на одного члена семьи не более 15 кв. м; в целом по России она колеблется от 5 до 9 метров жилой площади). Таким образом, общая учетная (учетно — постановочная) норма местными властями определяется самостоятельно.

Социальная норма площади жилья имеет двоякое значение. Во-первых, под ней понимается размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»). Во-вторых, социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов (ст. 11 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»). В Москве норма предоставления жилья определена как размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья по договору социального найма, — 18 кв. м общей площади на одного человека (социальная норма). В целом по стране социальная норма площади жилья (эквивалентная минимальному размеру предоставляемой жилой площади по договору социального найма) выше учетной (учетно — постановочной) нормы.

Таким образом, в отношении указанных военнослужащих и членов семей государством установлена льготная учетная (учетно — постановочная) норма для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, равная социальной норме площади жилья по месту жительства.

3. Наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям (сырость, шум свыше установленных норм, темное жилое помещение и т. п.).

Основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания в указанных случаях изложены в Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания, утвержденном Приказом Министерства жилищно — коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529.

Рассмотрение соответствующих вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на меж ведомственные комиссии местных органов власти. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится главой местной администрации. Утвержденный акт служит основанием для решения вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.

/»Право в Вооруженных Силах», N 2, 1999/

4. Наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках, даже если она отвечает всем другим условиям (по метражу, санитарным и техническим требованиям и т. д.).

В соответствии со ст. 94 ЖК РСФСР военнослужащие, уволенные в запас или отставку, а также проживающие с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. Увольнение указанных лиц с военной службы является основанием для признания за ними и членами их семьи права на получение жилого помещения за счет федерального бюджета в избранном ими месте жительства за пределами закрытого и обособленного военного городка. Указанные лица могут быть выселены из закрытых и обособленных военных городков без их согласия в судебном порядке, но с обязательным предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов (абз. 9 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (пока временно действует Приказ Министра обороны СССР от 23 декабря 1980 г. N 363, которым утверждать перечни закрытых и обособленных военных городков, находящихся на территории округа, флота, независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках, имеет право командующий войсками округа (флота)).

Под «военным городком» понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих (п. 34 Положения о квартирно — эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно — Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 г. N 75).

Обязательными признаками военного городка являются:

— по его расположению — обособленность территории, т. е. наличие у него определенных границ (причем, военный городок может находиться как в черте населенного пункта, так и за его пределами);

— по назначению — военный городок предназначен для размещения и проживания в нем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами и другими государственными воинскими формированиями;

— по органам власти — отсутствие органов местного самоуправления и наличие органов военной администрации (начальник гарнизона, командир воинской части).

Не относятся к закрытым и обособленным военным городкам закрытые административно — территориальные образования, правовой статус которых определяется Законом РФ «О закрытом административно — территориальном образовании».

5. Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий существенное значение имеют следующие обстоятельства:

— в квартире независимо от ее размера проживает несколько семей; факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями не имеет значения;

— в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. При этом обычно руководствуются следующими правовыми актами: Списком болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденным циркуляром НКВД и НКЗдрава РСФСР от 15/19 января 1928 г. N 27/15; Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214; Перечнем заболеваний, дающих право лицам, страдающими этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади (приложение N 3 к Инструкции о порядке проведения военно — врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ, введенной в действие Приказом Министра обороны РФ 1995 г. N 315);

— проживание с этими больными в одной квартире невозможно. Невозможность совместного проживания с такими больными в такой квартире должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно — консультационными комиссиями лечебно — профилактических учреждений по месту жительства или месту работы больного. При отсутствии такой комиссии в лечебно — профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главврачом.

6. Проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений.

Изолированным считается жилое помещение, имеющее автономный выход в места общего пользования (коридор, прихожая и т. д.) или на улицу. Смежным признается жилое помещение, которое связано общим входом с другим жилым помещением. Отсутствие родственных отношений имеет место в том числе и между бывшими супругами независимо от наличия у них общих детей.

7. Проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Служебные жилые помещения и общежития не могут признаваться местами постоянного проживания, поскольку предоставляются военнослужащим только на время службы в данной местности, по окончании которой подлежат освобождению.

8. Проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади является самостоятельным основанием для получения жилой площади или улучшения жилищных условий. Оно имеет место тогда, когда граждане (военнослужащие) снимают жилье у других граждан — нанимателей жилых помещений. Нуждаемость в данном случае возникает в силу особых условий проживания, состоящих в том, что поднаниматели не имеют самостоятельного права на снимаемое ими помещение и не приобретают его независимо от длительности проживания. По требованию постоянного пользователя жилым помещением они могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.

9. Избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является льготным основанием признания указанных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Указанная льгота корреспондируется с правом увольняемых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на выбор места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве (п. 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих), которое соответствует принципам, закрепленным в Конституции РФ (ст. 27), международных актах о правах человека, в соответствии с которыми каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-1. Это право ограничивается только в период прохождения гражданами Российской Федерации военной службы.

В соответствии с указанным Законом право граждан Российской Федерации на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно — территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, и др. случаях (ст. 8). В то же время оно не может быть ограничено основаниями увольнения и другими условиями, прямо не указанными в Федеральном законе (например, введением местными властями особых правил пребывания и жительства в связи с особым статусом территориального образования).

Таким образом, увольняемый с военной службы независимо от места проживания и обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы при его желании изменить постоянное место жительства после увольнения признается в избранном месте жительства нуждающимся в получении жилых помещений, если он там ее не имеет, или улучшении жилищных условий, если он ее имеет на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилья (пп. «б» п. 7 Правил).

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования; после увольнения с военной службы — приказ об увольнении в запас или отставку, в котором на основании рапорта увольняемого военнослужащего указывается населенный пункт, избранный им для постоянного проживания.

Правила устанавливают ряд случаев, в которых военнослужащие, уволенные граждане и члены их семей не признаются нуждающимися в получении жилья из федерального бюджета.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры). Данная формулировка, по мнению автора, является не совсем удачной, поскольку позволяет предположить, что наличие указанного жилья исключает возможность получения жилой площади (улучшения жилищных условий) за счет федерального бюджета. В то же время не всякое жилье по своим параметрам (благоустроенности, санитарно — техническим нормам, наличию жилой площади на одного члена семьи) соответствует установленным нормам. Статья 29 ЖК РСФСР не делает исключения в основаниях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в зависимости от принадлежности занимаемой жилой площади к разным видам жилищного фонда, в т. ч. и частного.

Как представляется, указанный случай должен применяться в совокупности с основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, перечисленными в ст. 7 Правил (наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, и др.).

Проблема заключается в недостаточной правовой урегулированности судьбы имеемых в собственности индивидуальных жилых домов и квартир в случае предоставления их собственникам жилья из государственного или муниципального жилищного фондов. На практике она может быть решена несколькими путями:

во-первых, предоставлением жилой площади дополнительно к имеемой в части, недостающей до установленной социальной нормы площади жилья (как правило, в виде отдельной комнаты или квартиры);

во-вторых, отчуждением ее государственным или муниципальным органам, предоставляющим жилье, или очереднику в случае его согласия и соответствия жилья установленным нормам;

в-третьих, обмен на жилую площадь в государственном или муниципальном жилищном фонде, что допускается с согласия собственника жилищного фонда или уполномоченного им лица (органа) в силу Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 20).

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 604, собственники индивидуальных жилых домов и квартир, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездной финансовой помощи в части оплаты площади, недостающей до установленной социальной нормы площади жилья, или при условии передачи права собственности на эти жилые помещения федеральным органам исполнительной власти, предоставившим безвозмездную финансовую помощь (п. 8 Положения);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам). Бронирование жилой площади — это гарантированное государством сохранение права пользования жилищем на условиях договора социального найма (т. е. жилой площадью, относящейся к государственному и муниципальному жилищному фонду), обеспечение его неприкосновенности на срок действия охранного свидетельства в порядке и на условиях, установленных законодательством. Охранное свидетельство (броня) подтверждает наличие бронированного жилья.

Комментируемая норма, к сожалению, не конкретизирует ситуацию с местонахождением бронированного жилья и избранным местом жительства для принятия решения в указанном случае. Однако анализ Правил в целом позволяет предположить, что не могут быть признаны нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий лица при нахождении в избранном месте жительства бронированной жилой площади. Однако при условии, что бронированное жилье должно быть благоустроенным и соответствовать установленным нормам. Благоустроенность жилого помещения зависит от конкретных условий населенного пункта (ст. 40 ЖК РСФСР) и определяется наличием в жилом помещении коммунальных удобств (водопровод, канализация, центральное отопление, газоснабжение и т. д.). Уровень благоустройства в разных населенных пунктах и местностях неодинаков.

Соответствие жилого помещения уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте, определяется исходя из наличия коммунальных удобств в домах государственного и общественного жилищного фонда (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. «О практике применения судами жилищного законодательства). На практике благоустроенным считается жилое помещение со всеми коммунальными удобствами, имеющимися в большинстве (более 50%) жилых домов государственного и общественного жилищного фондов в данном населенном пункте. Квартиры в жилых домах, построенных по типовым проектам, начиная с 1958 года, относятся к числу благоустроенных независимо от их планировки. При несоблюдении перечисленных условий жилье не будет считаться благоустроенным.

В указанном случае, а также если бронированная жилая площадь не соответствует установленным нормам (имеются в виду постановочные или учетно — постановочные нормы, о которых речь шла раньше), военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Как представляется, в ситуации, если указанные лица избрали постоянным местом жительства населенный пункт, в котором они не имеют бронированной жилой площади, они должны быть признаны нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному пп. «и» ст. 7 Правил (избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы). В противном случае речь может идти о незаконном ограничении их в жилищных правах при реализации ими гарантированного права на свободу передвижения после увольнения с военной службы;

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств — участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).

Подробнее об этом читайте в материале Самсонова И. В. «Жильем обеспечат. Но не всех», опубликованном в N 2 за 1999 г.

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно — строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Кроме получения жилья из федерального бюджета военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, могут решать свои жилищные проблемы посредством получения безвозмездных субсидий при погашении жилищных сертификатов, выдаваемых им при увольнении или после увольнения с военной службы. Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 320. Для военнослужащих Вооруженных Сил РФ порядок формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ 1998 г. N 178. Получение безвозмездных субсидий на строительство другими гражданами (членами семьи) предусматривается Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937, а также рядом других нормативных правовых актов, касающихся отдельных категорий граждан.

Кроме получения субсидий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, вступившие в ЖСК (ЖК), могут получить безвозмездную финансовую помощь на ее строительство в порядке, установленном Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 604.

Таким образом, лица, получившие безвозмездную субсидию или финансовую помощь на строительство жилья, не могут претендовать на получение жилья за счет федерального бюджета. В то же время лица, осуществляющие самостоятельное жилищное строительство или финансирование строительства в ЖСК (ЖК) за счет собственных средств, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, такого права не лишаются. Однако необходимо иметь в виду, что окончание строительства и удовлетворение таким образом своих жилищных потребностей, т. е. фактическое улучшение своих жилищных условий, является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 32 ЖК РСФСР);

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли — продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

В данном случае речь идет об ухудшении жилищных условий, в результате которого появляются основания для признания указанных лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обычно в актах субъектов Российской Федерации устанавливается, что граждане, искусственно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет для предоставления жилья по истечении определенного времени после ухудшения жилищных условий (три, пять лет и т. д.).

Комментируемыми Правилами какой-либо временной отрезок для «реабилитации» указанных лиц не установлен, т. е. правила лишают таких лиц права получить жилье из федерального бюджета. Однако необходимо иметь в виду, что указанный случай не распространяется на лиц, распорядившихся указанными способами с занимаемым жильем, находящимся в их частной собственности. Тем самым они не лишаются возможности получить жилье (улучшить свои жилищные условия) за счет федерального бюджета, если конечно ранее искусственно не ухудшали свои жилищные условия.

В соответствии с указанными Правилами не является основанием для постановки в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на дополнительную общую площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 8 ст. 15) для офицеров в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящих военную службу либо уволенных с военной службы по льготным основаниям, командиров воинских частей, военнослужащих, имеющих почетные звания Российской Федерации, военнослужащих — преподавателей военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащих — научных работников, имеющих ученые степени или ученые звания.

Не являются основанием для улучшения жилищных условий и права на дополнительную жилую площадь, предоставляемые иными законодательными и нормативными правовыми актами, поскольку это не предусмотрено жилищным законодательством.

/»Право в Вооруженных Силах», N 3, 1999/

Право на получение жилья гражданами, уволенными с военной службы, является льготным по отношению к другим гражданам, поскольку предусматривает целевое финансирование из федерального бюджета.

Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1 Правил, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств — участников СНГ.

Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.

Порядок постановки на учет увольняемых и лиц, уволенных с военной службы, в целом совпадает, но имеет некоторые отличия. Представляется целесообразным рассмотреть его поэтапно.

Первый этап. Подача рапорта и необходимых документов. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Предельный возраст пребывания на военной службе установлен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 49) для:

— Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал — полковника, адмирала — 60 лет;

— генерал — лейтенанта, вице — адмирала, генерал — майора, контр — адмирала — 55 лет;

— полковника, капитана 1 ранга — 50 лет;

— военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 45 лет;

— военнослужащих женского пола — 45 лет.

Увольнение военнослужащих по состоянию здоровья производится в связи с признанием их военно — врачебной комиссией (ВВК) не годными к военной службе в соответствии с Положением о военно — врачебной комиссии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390 (Приказ Министра обороны РФ от 22 сентября 1995 г. N 315 и Приказ МВД РФ от 2 октября 1995 г. N 370) по подп. «в» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На лиц, увольняемых по подп. «г» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», т. е. в связи с признанием ВВК ограниченно годными к военной службе, льгота на получение жилья из федерального бюджета распространяется в соответствии с Указом Президента РФ от 04.01.99 N 4.

К рапорту прилагаются следующие документы: заявление увольняемого на имя главы муниципального образования; выписки из личного дела о составе семьи и о дате и месте призыва, выдаваемые кадровыми органами; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета, выдаваемые жилищно — эксплуатационными органами (домоуправления, ЖЭКи, РЭУ и т. д.); документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.

Из приведенного перечня особого пояснения требует последний документ. Регистрация граждан, в том числе и военнослужащих, пришедшая на смену институту прописки, предусмотрена Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-1. Порядок регистрации граждан установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. Указанными Правилами ограничение в регистрации устанавливается только для случаев, ограничивающих свободу выбора места пребывания и жительства, установленных ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, закрытых административно — территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, и других случаях. Ограничения могут устанавливаться только федеральными законами и не могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, что наглядно было показано в постановлениях Конституционного Суда РФ о несоответствии Конституции РФ законов г. Москвы, Московской области и ряда других субъектов Российской Федерации, устанавливающих уплату регистрационного сбора иногородними физическими лицами в большом размере (например, 5000 минимальных размеров оплаты труда в Москве), как ограничивающих конституционные права человека, законно находящегося на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

В то же время ряд субъектов Российской Федерации устанавливает особые условия регистрации по месту пребывания и жительства в них.

Так, Постановлением Правительства г. Москвы и Правительства Московской области N 1030-43 «О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области» установлена регистрация по месту жительства ранее постоянно проживавших и имевших жилую площадь в Москве и Московской области уволенных в запас или отставку после 1 января 1989 г. военнослужащих на жилую площадь родственников или других лиц в качестве нанимателей или поднанимателей жилой площади либо по ордерам, выданным в установленном порядке. Указанным Постановлением не предусмотрена регистрация уволенных с военной службы, ранее не проживавших в г. Москве и Московской области, что также фактически ограничивает право на свободу выбора места жительства указанных лиц.

Таким образом отказ командира (начальника) воинской части в принятии решения о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 14 Правил) в связи с невозможностью предоставления увольняемым военнослужащим документов, подтверждающих его проживание в каком-либо населенном пункте до его поступления на военную службу, может быть истолковано как ограничение его права на свободу передвижения и выбор места жительства при увольнении с военной службы, гарантированное ему Конституцией РФ и п. 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих», и может быть обжаловано в порядке, установленном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Таким образом, по мнению автора, особые условия регистрации граждан по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации должны быть производны от ограничений, установленных ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» или иным федеральным законом.

Второй этап. Командир (начальник) воинской части на основании представленного военнослужащим рапорта с приложенными документами производит их первоначальную проверку, по результатам которой он принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Командир (начальник) воинской части может отказать в принятии указанного решения в случае отсутствия каких-либо из перечисленных документов или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Письменное ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Третий этап. На основании поступивших документов военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. Необходимо иметь в виду, что установление очередности не относится к компетенции военного комиссариата.

Четвертый этап. Органы местного самоуправления регистрируют представленные военным комиссариатом документы, которые поступают на рассмотрение общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при органе местного самоуправления и возглавляемой заместителем главы муниципального образования. Комиссия рассматривает в течение месяца ходатайства с приложенными к ним документами, списки, представленные военными комиссариатами, и принимает решение о постановке военнослужащих на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, на основании которого глава муниципального образования издает соответствующий акт (постановление, распоряжение и т. д.). О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Необходимо иметь в виду, что ведется общий учет увольняемых военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

На каждого военнослужащего, поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с комментируемыми Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Пятый этап. При исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы военнослужащие подают рапорт о подтверждении ими избранного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства — рапорт с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий.

К рапорту повторно прилагаются ранее перечисленные документы, а также: выписка из приказа об увольнении; выписка из приказа об исключении из списков личного состава части; справка об отсутствии забронированной жилой площади (из КЭЧ или отдела МИС); справка из бюро технической инвентаризации по месту службы об отсутствии в собственности жилья; справка финансовых органов части о неполучении субсидий на строительство или покупку жилья.

Перечисленные документы вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами и ходатайством командира (начальника) воинской части в случае, если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, направляются в военный комиссариат. Командир (начальник) извещает военный комиссариат по ранее избранному увольняемым военнослужащим месту жительства для снятия данного лица с очереди.

Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления (общественную комиссию по жилищным вопросам), которым предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы.

Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы.

Комментируемые Правила недостаточно четко установили порядок учета нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий в отношении лиц, уволенных с военной службы, не поставленных ранее на учет в силу каких-либо обстоятельств. В целом должен соблюдаться порядок, установленный для увольняемых военнослужащих, за некоторым исключением. Так, они ставятся в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по их личному заявлению в органы местного самоуправления, которое, как думается, должно со всеми ранее перечисленными документами (за исключением ходатайства командира воинской части) представляться в военный комиссариат.

В случае, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства. Однако при этом очередность указанного лица будет определяться без учета нахождения в очереди по ранее избранному месту жительства.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта о прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2) граждане Российской Федерации проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно — технических и дорожно — строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Поскольку комментируемые Правила в равной степени распространяются на военнослужащих и сотрудников внутренних дел, постольку поступление бывших военнослужащих на службу в органы внутренних дел, сотрудников внутренних дел — на военную службу также влечет снятие их с учета на получение жилой площади. В то же время поступление указанных лиц на службу в органы налоговой полиции или иные военизированные (но не военные — прим. авт.) организации не является основанием снятия их с учета;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы, в частности, за счет: приобретения жилья в собственность, отвечающего установленным требованиям; получения жилья другими членами семьи из государственного или муниципального жилищного фондов; изменения состава семьи и т. д.;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений;

ж) в случае получения финансовой помощи (субсидии) или государственного жилищного сертификата.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы:

в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания. Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно (ст. 2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»);

вдовы (вдовцы) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, при условии, что они по-прежнему признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и не вступили в другой брак.

Предоставление жилья.

Жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди, т. е. без учета права на первоочередное и внеочередное получение, установленного жилищным законодательством.

Комментируемые Правила не устанавливают срока предоставления жилья, что не соответствует ФЗ «О статусе военнослужащих», которым установлен трехмесячный срок обеспечения со дня прибытия уволенных военнослужащих к новому месту жительства (п. 14 ст. 15). В соответствии с Правилами предоставление осуществляется по мере распределения администрациями субъектов Российской Федерации купленной за счет средств федерального бюджета жилой площади в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

При определении размера предоставляемого жилья:

учитывается состав семьи гражданина, уволенного с военной службы, в соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» и на основании выписки из личного дела о составе семьи;

учитываются дети гражданина, уволенного с военной службы, проходящие военную службу по контракту и сохраняющие в течение 5 лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) право на жилье;

не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов;

учитывается, что уволенным с военной службы офицерам в воинском звании полковника, ему равном и выше, а также командирам воинских частей, военнослужащим, имеющим почетные звания Российской Федерации, военнослужащим — преподавателям военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащим — научным работникам, имеющим ученые степени или ученые звания, предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров. По мнению автора, при предоставлении жилья гражданам, уволенным с военной службы, ими может быть реализовано право на дополнительную жилую площадь, предоставленное не только ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 8 ст. 15), но и иными нормативными правовыми актами, с соблюдением порядка, установленного жилищным законодательством.

К лицам, имеющим право на дополнительную площадь, относятся:

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, имеющие право на дополнительную жилую площадь до 20 кв. метров (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);

— Герои Социалистического Труда, имеющие право на дополнительную жилую площадь до 15 кв. метров (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 09.01.97 N 5-ФЗ);

— судьи, имеющие право на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты (см. п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1);

— прокуроры и следователи (см. п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.11.95 N 168-ФЗ);

— военнослужащие, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, имеющие право на одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (см. п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 с последующими изменениями и дополнениями);

— инвалиды, страдающие заболеваниями, дающими им право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (см. Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 214);

— заслуженные деятели науки, искусства и техники;

— народные и заслуженные артисты России (см. п. 1 Постановления ВЦИК и СНК «О праве пользования дополнительной жилой площадью» от 28.02.1930).

В случае, если лицо обладает правом на дополнительную жилую площадь по нескольким основаниям, она предоставляется по одному из них по его выбору.

Решение о предоставлении жилья принимает общественная комиссия по жилищным вопросам при органе местного самоуправления, на основании которого глава муниципального образования издает соответствующий акт, о чем письменно уведомляют граждан, уволенных с военной службы.

Не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.

На основании решения органа местного самоуправления отдел по учету и распределению жилой площади (жилищный отдел) или специально назначенное должностное лицо выдает гражданину, уволенному с военной службы, ордер на жилое помещение по установленной форме, который в соответствии со ст. 42 ЖК РСФСР является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Ордер выдается непосредственно тому гражданину, которому предоставляется жилье, или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, оформленной в установленном порядке.

Для получения ордера должны быть представлены:

паспорта (свидетельства о рождении) или заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер;

справка квартирно — эксплуатационного органа (КЭЧ, отдела МИС) о сдаче жилья по прежнему месту службы для военнослужащих федеральных органов исполнительной власти (для военнослужащих Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — справка командования части);

справки об отсутствии забронированного и приватизированного жилья, о снятии с регистрационного учета по месту пребывания или документы о выписке с прежнего места жительства всех членов семьи;

военный билет гражданина, которому предоставляется жилье.

Выдача ордера может быть приостановлена органом местного самоуправления в случае несоответствия фактического состава семьи указанному в решении о предоставлении жилья, а также выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилья.

После вселения в предоставленное жилое помещение ордер сдается в жилищно — эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности, а контрольный талон возвращается в орган, его выдавший.

Контроль за ведением учета и распределением жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

——————————————————————