Где военнослужащий имеет право получить жилье?

(Гаврюшенко П. И.)

(«За права военнослужащих», 2005)

ГДЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ ИМЕЕТ ПРАВО ПОЛУЧИТЬ ЖИЛЬЕ?

П. И. ГАВРЮШЕНКО

Гаврюшенко П. И., подполковник юстиции, начальник отдела военного законодательства (Военно-воздушных сил), кандидат юридических наук.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений: «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)». Таким образом, государство гарантировало предоставление жилых помещений по месту военной службы, и командование обязано было реализовывать всякий раз право на жилье при изменении места жительства военнослужащего и членов его семьи в связи с переездом к новому месту военной службы.

Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ были внесены изменения, и государство уже стало гарантировать предоставление жилых помещений не только по месту военной службы, но и в близлежащих населенных пунктах. Абзац 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен предложением следующего содержания: «Жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах».

Что означает понятие «близлежащие населенные пункты», законодатель не указал, в связи с чем автор настоящей статьи обратился к председателю Комитета по обороне Государственной Думы Российской Федерации с вопросом о разъяснении, что имел в виду законодатель при установлении такой нормы. В ответе председателя Комитета по обороне В. М. Заварзина (исх. N 3.14-32120 от 13 января 2005 г.) сообщалось: «…часть принимаемых законодательных актов может болезненно восприниматься отдельными социальными группами населения. Однако достижение социальной стабильности в обществе невозможно без установления баланса возможностей и обязательств государства. Именно из этого и исходит Дума при рассмотрении законопроектов. Что касается нормативов отнесения населенных пунктов к категории «близлежащих», то таких нормативов нет, а порядок учета, распределения и предоставления жилья военнослужащим (и Вам, как юристу, это должно быть хорошо известно) определен соответствующим приказом Министра обороны Российской Федерации».

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вновь внесены изменения, и в настоящее время он изложен в следующей редакции: «Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах». Таким образом, в настоящее время по месту военной службы и в близлежащих населенных пунктах предоставляется только служебное жилье.

Что же касается обеспечения жильем для постоянного проживания военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г., то им на первые 5 лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. К таким федеральным законам относится Федеральный закон «О статусе военнослужащих», а Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наделенным государственными полномочиями на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. Что касается места обеспечения жильем военнослужащего, то здесь необходимо исходить из того, что в соответствии с действующим законодательством (ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими по месту своего жительства. Таким образом, из смысла приведенной нормы следует, что в период прохождения военной службы учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, последующее предоставление жилых помещений либо улучшение жилищных условий должны производиться в местности, где они, исполняя воинскую обязанность, проживают. Это не нарушает конституционное право граждан на выбор места жительства. Оно обусловлено, с одной стороны, заключением гражданами контрактов о прохождении военной службы и необходимостью проживания в определенной местности в целях исполнения обязанностей, предусмотренных этими контрактами, а с другой — обязанностью органов государственной власти и управления обеспечить соблюдение прав военнослужащих, в том числе права на жилище. Согласно требованиям ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременного прибытия военнослужащих к месту военной службы. Изменять же место военной службы, в том числе переводиться в другую местность, военнослужащие имеют право лишь в соответствии с заключенным контрактом, установленным Положением о порядке прохождения военной службы.

——————————————————————