К вопросу о развитии института эффективного собственника жилья

(Каменева Е. А.)

(«Жилищное право», 2006, N 8)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА

ЭФФЕКТИВНОГО СОБСТВЕННИКА ЖИЛЬЯ

Е. А. КАМЕНЕВА

Е. А. Каменева, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Саратовского социально-экономического университета, эксперт по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время существует фундаментальная проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства России — это сложившийся в течение нескольких десятков лет менталитет человека с его позицией потребителя жилищно-коммунальных услуг (иждивенца). Это, к сожалению, влечет за собой непонимание и отторжение процессов, происходящих в рамках реформы ЖКХ: например, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, демонополизацию сферы управления жильем, необходимость самоорганизации жильцов. Формирование чувства собственника у жителей, а соответственно, и ответственности за принадлежащее ему имущество и вытекающее из этого полное бремя содержания своей собственности — основная цель, при достижении которой обеспечивается наиболее безболезненное с позиции населения и эффективное с позиции власти и бизнеса проведение реформы ЖКХ.

Уже накопленный в России опыт развития территориального общественного самоуправления свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма привлечения населения к самостоятельному решению своих проблем, в том числе и проблем ЖКХ. Товарищество собственников жилья — самая известная на сегодняшний день форма самоорганизации жильцов многоквартирного дома. Товарищество собственников жилья создается, как правило, во вновь построенных или капитально отремонтированных домах, иногда по инициативе муниципалитета как владельца неприватизированных квартир в таком доме. Иногда — по инициативе застройщика. Еще реже, к сожалению, — по инициативе собственников помещений в жилом доме.

Впервые форму особой некоммерческой организации — ТСЖ — ввел Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Само понятие «ТСЖ» заимствовано из этого Закона и практически без изменений перенесено в новый Жилищный кодекс. ТСЖ — объединение собственников помещений в многоквартирном доме, созданное для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, а также для обеспечения его эксплуатации. Под комплексом имущества ранее понимался кондоминиум — единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости. С принятием Жилищного кодекса понятие «кондоминиум» кануло в Лету. По совокупности норм ЖК РФ ТСЖ в многоквартирном доме осуществляет управление общим имуществом.

ТСЖ является одним из трех способов управления многоквартирным домом. Создавая ТСЖ, собственники помещений определяют перечень полномочий товарищества по управлению. Например, может быть принято решение о том, что ТСЖ будет самостоятельно осуществлять содержание и ремонт общего имущества либо будет выполнять только функции управления. Решение о создании ТСЖ и утверждение его устава принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений.

Согласно ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Следовательно, для управления многоквартирным домом может быть создано только одно ТСЖ. С другой стороны, нет препятствий к тому, чтобы ТСЖ объединяло несколько домов на одном земельном участке.

Большое значение для выработки способа согласования интересов собственников жилья в ТСЖ представляет вопрос о членстве в товариществе. Членом ТСЖ может быть любой собственник помещения в многоквартирном доме. Собственник становится членом товарищества с момента подачи заявления в правление товарищества. Прекращается членство с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в данном доме. Закон о ТСЖ (утратил силу с введением Жилищного кодекса) предусматривал обязательность членства в товариществе для всех домовладельцев. Однако в 1998 г. Конституционный Суд признал данное положение не соответствующим Конституции России (часть 2, статья 30). Таким образом, стало возможным неучастие собственника квартиры в коллективном управлении домом, если оно осуществляется товариществом собственников жилья. Фактически Конституционный Суд России признал (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска»), что свобода выбора одного собственника важнее, чем права других собственников в этом здании. Но если, с другой стороны, скажем, один собственник не участвует в управлении общей недвижимостью, то тем самым он ущемляет права других собственников в этом здании, поскольку потребление услуг в многоквартирном доме носит коллективный характер. В новом Жилищном кодексе эта норма также отражена — невозможность принудительного членства, несмотря на решение большинства объединиться в товарищество. То есть фактически в одном многоквартирном доме, имеющем статус ТСЖ, оказываются и члены ТСЖ, и нечлены ТСЖ, что, по сути, очень усложняет договорные отношения в таком доме.

Кстати, Россия — единственная страна в мире, где было принято подобное решение. Создание объединения собственников жилья в многоквартирном жилом доме по законодательству является обязательным в Норвегии, Дании, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Венгрии, Чехии, Казахстане. В таких странах, как Словакия, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Молдавия, объединение жильцов происходит на добровольной основе. Однако членство в уже созданном объединении является обязательным для собственников жилья во всех странах, кроме России.

Жилищный кодекс предоставляет товариществу право самостоятельно определять свои расходы и доходы, устанавливать размеры платежей для домовладельцев, заключать договоры на управление и/или обслуживание с любым лицом или организацией любой формы собственности. Товарищество также может иметь в собственности помещения в многоквартирном доме и использовать их для получения дохода — сдавать в аренду или продавать.

Важным моментом является предоставление дотаций, компенсаций и субсидий. Домовладельцы и наниматели жилья в ТСЖ обеспечиваются социальной защитой в рамках действующего законодательства и местных решений. Среди мер социальной защиты — передача товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Это означает, что в случае создания ТСЖ и передачи дома в его управление установленные законами и другими нормативными актами дотации, субсидии и льготы должны предоставляться товариществу. Однако решение вопроса о том, как должно происходить финансирование, закон оставляет за теми структурами, которые предоставляют названные меры социальной защиты.

Говоря о норме, определяющей меры социальной защиты собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах, следует отметить, что данное установление законодателей нашло положительное отражение в Постановлениях Правительства РФ «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» и «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».

В чем же причина слабого развития самоорганизации собственников жилья в товариществах? На практике реальные стимулы, прежде всего экономические, для создания ТСЖ формируются чрезвычайно медленно, а бюрократические барьеры растут быстро. Кроме того, значительной помехой развитию самоуправления собственников в жилищной сфере является инертность основной массы населения, индивидуализм и неверие в положительный эффект совместной деятельности, недоверие (зачастую вполне обоснованное) к государству и органам местного самоуправления, к бизнес-структурам, к реализуемой жилищной политике. Многочисленные публикации, появляющиеся в средствах массовой информации в последнее время, отражают общее настороженное, даже негативное отношение населения к созданию товариществ. Жители видят в них не способ самоорганизации для решения общих проблем управления жилищным фондом, а очередную уловку властей с целью переложить бремя заботы о жилье на плечи граждан. К сожалению, очень часто подобные опасения сбываются, что отнюдь не способствует созданию новых ТСЖ.

Наиболее часто упоминаемые проблемы, затрудняющие деятельность товариществ собственников жилья, — невыполнение органами местного самоуправления своих обязательств по финансированию льгот, жилищных субсидий и дотаций, административные барьеры, плохая информированность населения.

К тому же создание ТСЖ требует больших организационных усилий, преодоления инерции граждан, активной и затратной борьбы с бюрократами и монополистами. Поэтому только там, где у собственников жилья есть весомые стимулы для прохождения властных инстанций, ситуация в сфере управления жилищным фондом меняется и государственная политика передачи рычагов управления реальному собственнику воплощается на практике.

В Ростове-на-Дону весомым стимулом для создания ТСЖ на муниципальном жилищном фонде является обязательство властей проводить капитальный ремонт зданий. Эта практика заслуживает самого широкого распространения. Однако есть и примеры другого рода. В Саратове и Оренбурге существует практика создания в муниципальном жилищном фонде крупных ТСЖ, включающих один или даже несколько микрорайонов, то есть целиком жилищный фонд, составляющий базу одного муниципального жилищного предприятия. При создании такого ТСЖ муниципальное жилищное предприятие ликвидируется, а его штат становится штатом товарищества. В Оренбурге создание подобных ТСЖ инициируется руководителями обслуживающих предприятий и дает им возможность переводить бизнес из муниципальной собственности в частную без потери объема работ и технической базы, без участия в конкурентной борьбе на рынке жилищных услуг, более того — с приобретением налоговых и иных преимуществ, которыми обладают некоммерческие организации. В Саратове инициаторами создания таких ТСЖ выступали представители местной власти, а главная задача, которую они при этом старались решить, — минимизация налоговых платежей, в частности уход от налога на прибыль. Текущая деятельность очень крупных ТСЖ связана с рядом проблем. Прежде всего это проблема согласования интересов большого числа собственников. Интересы жильцов одного дома могут не совпадать с интересами жильцов соседнего дома, что обуславливает потенциальную конфликтность в товариществе.

В то же время и в Саратове, и в Оренбурге при организации подобных крупных ТСЖ реальные интересы жителей — собственников жилья не брались в расчет, решение о создании ТСЖ принималось представителями муниципалитета как обладателя наибольшей доли участия в общем имуществе многоквартирного дома. А в некоторых случаях ТСЖ образовывались и с прямым нарушением закона (общие собрания не проводились, подписи жильцов подделывались). Подобные примеры нечасты, однако инициатива частного бизнеса и самих жильцов в процессе создания товариществ собственников жилья становится все более заметной. Это положительный процесс. Важно только, чтобы он проходил в правовых рамках.

Многие республики бывшего Советского Союза и страны Восточной Европы, также пережившие длительный период огосударствления жилищного сектора, продвинулись значительно дальше России на поприще развития частной инициативы в жилищно-коммунальной отрасли. Так, в Казахстане, Эстонии, Литве, Словакии, Чехии, Венгрии значительная часть бывшего муниципального многоквартирного жилищного фонда находится в управлении объединений собственников жилья или частных компаний. Нужно отметить также, что многие из этих стран также прошли через жилищную «шоковую терапию» (отказ от государственных и муниципальных дотаций на жилищно-коммунальные услуги, массовая «принудительная» приватизация и т. п.), которая во многом способствовала быстрому росту частного сектора в жилищной сфере.

В этой связи встает вопрос о том, что необходимо (если это действительно необходимо) предпринять в России для того, чтобы догнать соседние страны по уровню развития самоуправления собственников жилья. Можно ли ожидать, что весь жилищный фонд в стране рано или поздно будет управляться товариществами собственников жилья? Вряд ли такая ситуация возможна, хотя потенциал роста и веса ТСЖ представляется весьма серьезным.

Во-первых, сегодня около 60 — 70% многоквартирного жилищного фонда уже находится в частной собственности граждан, которые оплачивают почти 100% стоимости получаемых ими жилищно-коммунальных услуг. К этому мы шли постепенно, в результате десятилетних реформ. Нужно признать, что отказ от принципов шоковой терапии и затяжная поэтапная либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги не способствовали расцвету частного предпринимательства в отрасли и пробуждению инициативы жильцов-собственников. В то же время грядущий вывод жилищно-коммунального хозяйства на полную самоокупаемость будет способствовать подъему частного сектора в жилищной сфере. Тем не менее в ведении муниципалитетов обязательно останется определенная часть жилищного фонда, которая будет предназначена для социальных нужд.

Во-вторых, задача ТСЖ, как ее видят законодатели и правительство России, состоит не только в том, чтобы способствовать демонополизации предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, но и в том, чтобы развивать чувство ответственности за свое жилье.

Уже на стадии организации ТСЖ возникают многочисленные трудности:

1) отсутствие системной информации о приватизированных квартирах;

2) разнородная структура жильцов многоквартирных домов (собственники и наниматели, малоимущие и с достатком и т. д.);

3) трудности при подготовке документов для регистрации ТСЖ: паспорта домовладения старого образца не содержат необходимых сведений; отсутствуют правоустанавливающие документы всех домовладельцев — собственников помещений в многоквартирном доме (не все собственники обращаются в БТИ для регистрации); отсутствуют документы, устанавливающие границы земельных участков. Также мешает созданию ТСЖ тот факт, что оформление всех необходимых документов занимает большое количество времени и требует значительных финансовых затрат.

Преимущества и недостатки создания ТСЖ как органа

управления многоквартирным домом

ТОВАРИЩЕСТВО

СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

\ / \ /

ПЛЮСЫ МИНУСЫ

— высокая собираемость средств — негативное отношение населения к ТСЖ;

на жилищно-коммунальные услуги; — это юридическое лицо со всеми вытекающими

— установка счетчиков воды и обязательствами;

тепла; — на практике создание ТСЖ приводит к

— «прозрачность» финансовых увеличению платежей за содержание и ремонт;

потоков и пообъектный учет зат — — ТСЖ — юридическое лицо — рассчитывается по

рат (адресность расходов); договорам за коммунальные услуги с подрядными

— предусматривается открытый организациями, возникает НДС, что приводит к

характер деятельности ТСЖ и автоматическому увеличению стоимости коммуналь —

контроль ревизионных комиссий; ных услуг;

— новые рабочие места для — любая серьезная авария может привести к

жителей этого дома; финансовому краху, поскольку ТСЖ не располагает

— способствует самоорганизации резервными средствами;

жильцов и поднимает «дух дома». — интерес органов надзора и контроля;

— невыполнение ОМС обязательств по финансиро —

ванию льгот, субсидий и дотаций;

— зачастую, создав ТСЖ, все равно прибегают к

сотрудничеству с управляющей компанией — к чему

подобное «двойное» управление?

Несмотря на все трудности, возникающие у жильцов при создании и дальнейшей деятельности ТСЖ, такую форму управления многоквартирными домами, безусловно, нужно развивать. Но здесь должны выполняться два условия:

1) ТСЖ должно быть «правильным», созданным «снизу»;

2) созданное ТСЖ должно само управлять своим домом.

Если учреждается товарищество, а затем встает вопрос о сотрудничестве с профессиональной управляющей компанией, то товарищество в этом случае становится лишним звеном, посредником в цепочке предоставления жилищно-коммунальных услуг. А ненужный посредник — это многочисленные затраты по его содержанию, которые опять лягут тяжелым финансовым бременем на самих же жителей этого дома.

К числу первоочередных мер, которые необходимо предпринимать для поддержки товариществ собственников жилья, можно отнести:

3) обязательную передачу ТСЖ бюджетных средств финансирования, положенных им по действующему законодательству (дотаций, льгот и субсидий);

4) демонополизацию управления и обслуживания жилья, создание свободной конкурентной среды в сфере управления жильем;

5) популяризацию опыта создания ТСЖ и распространение информации о положительных примерах;

6) организацию подготовки специалистов в области управления жильем и обучения лидеров ТСЖ основам самоуправления.

——————————————————————