Предоставление судьям специализированных жилых помещений

(Шипунова Е. А.) («Адвокат», 2008, N 2)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУДЬЯМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Е. А. ШИПУНОВА

Шипунова Е. А., аспирантка кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» <1> судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются отдельными жилыми помещениями (п. 3 ст. 19). Данное положение Закона не конкретизирует правовой режим предоставляемого жилого помещения и не содержит запрета на предоставление судьям служебных жилых помещений, т. е. формально, по критерию предоставления служебного жилого помещения в связи с избранием на должность (ст. 93 ЖК РФ), можно было бы отнести к нанимателям служебных жилых помещений и судей. ——————————— <1> РГ. 1992. 29 июля (с послед. изм. и доп.).

Однако судьям жилые помещения предоставляются потому, что они занимают высокие государственные должности, а также для независимости судьи; для создания условий, необходимых для надлежащего выполнения своих обязанностей, особенно в тех случаях, когда граждане назначаются на должность судьи в другом субъекте Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» срок пребывания в должности может быть как длительным (до достижения предельного возраста пребывания в должности), так и недолгим (в первый раз судья федерального суда назначается сроком на три года; мировой судья — не более чем на пять лет). Таким образом, если всем судьям предоставлять служебные жилые помещения, то по достижении 70-летнего возраста судьи будут выселены без предоставления других жилых помещений и в то же время не будут иметь право на получение жилых помещений по договору социального найма, поскольку не являются малоимущими. Поэтому, на мой взгляд, предоставлять служебные жилые помещения в качестве одного из возможных путей решения жилищных проблем судей следует только при назначении в первый раз судьям федерального суда (на три года) и мировым судьям (не более чем на пять лет). Всем иным категориям судей, а также при последующих назначениях судей федерального суда, мировых судей должны применяться иные механизмы предоставления жилых помещений, в том числе в собственность. Данное предложение перекликается с положением ст. 1 законопроекта «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» <2>, устанавливающим возможность предоставления судье, имеющему стаж работы менее пяти лет, с его согласия служебное жилое помещение. Однако данная норма носит диспозитивный характер, так как предоставление служебного жилого помещения ставится в зависимость от согласия судьи. Эта оговорка направлена на защиту жилищных прав судей, но ее следует признать оправданной только в случае наличия финансовых возможностей для обеспечения жилищных потребностей судей иными способами. ——————————— <2> Проект федерального закона N 411356-4 «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», внесенный Правительством РФ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

В юридической литературе высказано мнение, что «судьям может быть предоставлено жилое помещение для социальной защиты отдельных категорий граждан» <3>, которое обосновывается ссылкой на ст. 98 ЖК РФ. Но данная статья содержит лишь отсылочные нормы, не устанавливая категории граждан, которым должны предоставляться жилые помещения. При этом жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1 ст. 99 ЖК РФ), в то время как действующим законодательством не предусмотрено бесплатное предоставление судьям в пользование жилых помещений. ——————————— <3> Коренева Ю. С. Предоставление жилых помещений судьям как мера социальной защиты // Российская юстиция. 2006. N 1. С. 53.

Важно то, что жилые помещения судьям предоставляются не потому, что они являются наименее социально защищенными категориями граждан. В главе 9 ЖК РФ понятие «социальная защита» употребляется в узком смысле и означает систему мер по удовлетворению жилищных потребностей граждан, которые в силу преклонного возраста, состояния здоровья (физических или умственных ограничений), отсутствия лиц, которые обязаны о них заботиться, не могут обеспечить себя жилыми помещениями самостоятельно. Соответственно, к ним следует относить инвалидов, престарелых, детей-сирот и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что не следует расширительно трактовать категорию граждан, нуждающихся в социальной защите (по смыслу, придаваемому ст. 98 ЖК РФ), и предоставлять судьям жилые помещения по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий «незащищенных» граждан.

——————————————————————