Из практики прокурорского надзора по арбитражным делам

(Редакционный материал)

(«Законность», 2008, N 12)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ

Дела об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающих нормативы потребления при предоставлении коммунальных услуг, не подведомственны арбитражным судам.

ОАО «Алтайкрайгазсервис» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействующим решения Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края (далее — Управление) от 25 октября 2006 г. в части установления нормативов потребления сжиженного углеводородного газа (приложение N 4).

В оспариваемом приложении установлены нормативы потребления сжиженного газа при предоставлении коммунальных услуг по газоснабжению.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16 мая 2007 г., оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, заявленные требования удовлетворены.

В представлении заместителя Генерального прокурора РФ о пересмотре судебных актов в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, предлагалось отменить судебные акты как незаконные, нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Судами неправомерно отклонены доводы Управления и прокуратуры Алтайского края о неподведомственности спора арбитражному суду.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п. 1 Положения о Главном управлении экономики и инвестиций администрации Алтайского края, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 19 января 2006 г., управление — орган исполнительной власти Алтайского края, осуществляющий проведение в крае государственной экономической политики в сфере экономического планирования и прогнозирования, ценообразования, инвестиционной, научно-технической и другой деятельности.

Таким образом, нормативы потребления сжиженного газа используются при определении размера платы за коммунальные услуги и установлены в решении от 25 октября 2006 г. уполномоченным органом — Управлением.

На основании п. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Следовательно, при разрешении вопроса о подведомственности спора арбитражному суду необходимо установить наличие федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании нормативного правового акта отнесено к его компетенции.

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела об оспаривании нормативных правовых актов, названные в ст. 192 АПК (о признании недействующим нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица), подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации об установлении нормативов потребления при предоставлении коммунальных услуг к подведомственности арбитражных судов, не принят.

Президиум ВАС признал необоснованной ссылку судов при отказе в ходатайстве о прекращении производства по делу на ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы потребления коммунальных услуг, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации, урегулированы ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в п. 5 ст. 27 которого определено, что правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Арбитражные суды в этом Законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления. Следовательно, заявления о признании недействующими нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Президиум ВАС в Постановлении от 18 декабря 2007 г. признал принятые по делу судебные акты нарушающими единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и подлежащими отмене в соответствии с п. 1 ст. 304 АПК. Одновременно Президиум ВАС прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК.

——————————————————————