Некоторые проблемы государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в России

(Каширина Ю. П.) («Юрист», 2008, N 3)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ

Ю. П. КАШИРИНА

Каширина Ю. П., старший преподаватель АНО МОК Воронежского экономико-правового института, аспирант кафедры гражданского права.

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам различные, в том числе экономические, права. Право граждан на занятие предпринимательской деятельностью установлено ст. 34 Конституции РФ, где говорится, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности <1>. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1999.

Гарантированная Конституцией свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства осуществляется путем реализации прав: частной собственности, свободы договора, свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, права на доброе имя (деловую репутацию), на возмещение вреда, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и других <2>. ——————————— <2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Статья 18 // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 23). В настоящее время процедура государственной регистрации урегулирована Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон о регистрации) <3>. ——————————— <3> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Законодательством о налогах и сборах РФ за осуществление государственной регистрации установлена уплата государственной пошлины в размере 400 рублей <4>. При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина в размере 20% от суммы, уплачиваемой за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (т. е. 80 руб.). Кроме этого, за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также придется уплатить 20% от суммы госпошлины, уплаченной за государственную регистрацию. ——————————— <4> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Глава 25.3 (статья 333.33) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Понятие государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дано в ст. 1 Закона о регистрации: государственная регистрация — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения записи в государственный реестр, а в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей <5>. ——————————— <5> В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Нельзя не согласиться с мнением исследователей данной области правоотношений о том, что государственная регистрация необходима для осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получения сведений статистического учета, предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства, а также для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства <6>. ——————————— <6> См.: Сарбаш С. В. Комментарий основных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» // Хозяйство и право. 2002. N 1. С. 21; Ершова И. В. Предпринимательская деятельность: правовые проблемы повышения эффективности // Библиотечка «Российской газеты». Выпуск N 13. 2005. С. 5.

Закон о регистрации введен в действие с 1 июля 2002 г., но с этого момента установлены новые правила лишь для государственной регистрации юридических лиц. Первоначально и сам Закон о регистрации назывался «О государственной регистрации юридических лиц» <7>. ——————————— <7> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Однако уже через год Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» <8> внесены значительные изменения в Закон о регистрации, и с 1 января 2004 г. общие правила государственной регистрации распространены на физических лиц — индивидуальных предпринимателей. Теперь ч. 1 ст. 1 Закона о регистрации <9> указывает, что «настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей». ——————————— <8> СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2565. <9> Закон о регистрации стал называться «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

С 1 января 2004 г. регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые органы. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с ранее действовавшими правилами срок, необходимый для регистрации индивидуальных предпринимателей, увеличен с трех до пяти дней. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации влечет за собой ответственность регистрирующих органов (ст. 24 Закона о регистрации) <10>. ——————————— <10> Административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовная ответственность за неправомерный отказ в государственной регистрации установлена ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отметим, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (см. п. 2 ст. 23 ГК РФ). Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ <11> установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1) и считается созданным со дня его государственной регистрации (ст. 5), а государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. ——————————— <11> СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

В соответствии с установленным порядком (см. статью 22.1 Закона о регистрации) для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин подает в налоговый орган по месту своего жительства заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, копию паспорта и документ об уплате госпошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтой с объявленной ценностью и описью вложения. Заявителю выдается или высылается расписка в получении документов. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом. Обратим здесь внимание на слово «гражданин». Означает ли это, что предпринимателем в России может быть зарегистрирован только гражданин нашей страны? Очевидно, что не только. Термин «граждане» гражданское законодательство не связывает с наличием собственно гражданства. Так, в ст. 1 ГК РФ слова «граждане» и «физические лица» приводятся как равнозначные, а глава 3 Гражданского кодекса носит двойное название «Граждане (физические лица)». Как видим, термин «гражданин» употребляется в законодательстве для обозначения физических лиц как субъектов гражданского права. Конституция РФ, Гражданский кодекс и другое внутреннее законодательство рассчитаны на применение внутри страны всеми субъектами права, при этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В Законе о регистрации в различных статьях содержится прямое указание на то, что регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя могут граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства (см. ст. 5, 22.1). При этом они представляют документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для граждан России это паспорт, для иностранных граждан и лиц без гражданства — вид на жительство. В соответствии со ст. 9 Закона о регистрации при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Данное положение Закона о регистрации представляется не вполне понятным — в каком случае может обращаться за государственной регистрацией лицо, уже зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя? <12> Кроме того, это утверждение, на наш взгляд, противоречит п. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации, в соответствии с которым не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве. ——————————— <12> Очевидно, это положение Закона о регистрации было актуально в течение 2004 г., когда происходила перерегистрация индивидуальных предпринимателей. В этот период заявления о регистрации в налоговые органы подавали предприниматели, зарегистрированные в таком качестве до 1 января 2004 г., а также граждане, желающие получить статус индивидуального предпринимателя.

Скорее всего, приведенное положение ст. 9 следует понимать как то, что индивидуальный предприниматель может обращаться за государственной регистрацией изменений, возникших при осуществлении им предпринимательской деятельности (например, при регистрации нового вида деятельности). Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин должен подать в налоговый орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию, заявление установленной формы <13>. Лицо, регистрирующееся в качестве индивидуального предпринимателя, заполняет лист А, где указывает все виды экономической деятельности, которыми предполагает заниматься, основной вид деятельности требуется указывать первым. Таких листов может быть сколько угодно, соответственно как при регистрации индивидуального предпринимателя, так и в последующем количество видов предпринимательской деятельности ничем и никем не ограничивается. Если же индивидуальный предприниматель забыл указать какой-либо вид деятельности или начинает заниматься новым видом деятельности, то он может в любой момент обратиться с заявлением в регистрирующий орган и добавить любое количество видов деятельности, о чем будет внесена запись в государственный реестр. ——————————— <13> См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.

Однако на практике регистрирующие органы считают, что индивидуальный предприниматель не имеет права осуществлять деятельность, не указанную в заявлении о регистрации <14>. ——————————— <14> Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» была установлена специальная правоспособность граждан-предпринимателей. Это означает, что индивидуальные предприниматели могли осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Этот Закон прекратил свое действие с 1 января 2004 г.

При этом считать такую деятельность незаконным предпринимательством нельзя, так как под незаконным предпринимательством Кодекс об административных правонарушениях (ст. 14.1) и Уголовный кодекс (ст. 171) понимают, в частности, деятельность, осуществляемую без регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Если же предприниматель получил свидетельство о государственной регистрации, т. е. уже зарегистрирован в качестве предпринимателя, он обладает общей правоспособностью и может заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, даже если они не указаны в его заявлении о регистрации. На наш взгляд, одним из наиболее проблемных моментов в процедуре государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является жесткая привязка указанной процедуры к месту жительства гражданина. Понятно, что место жительства, так же как и имя гражданина, позволяет конкретизировать индивидуального предпринимателя как субъекта гражданского права. С местом жительства гражданина закон связывает выполнение различных правовых действий: исполнение обязательств, уплату налогов, возможность обращения в суд и других. Однако следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право свободно выбирать себе место пребывания и жительства (ст. 27), а в соответствии с Гражданским кодексом РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20). Здесь следует отметить два момента. Во-первых, в соответствии с законом факт регистрации граждан по месту постоянного жительства или месту временного пребывания не определяет его реального места проживания. Однако на практике гражданин может зарегистрироваться в качестве предпринимателя только в том населенном пункте, где у него есть постоянная регистрация или (при ее отсутствии) временная регистрация. Если гражданин, не имеющий определенного места жительства, подтвержденного регистрацией, предпримет попытку зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то, очевидно, ему придется через суд доказывать факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте. Во-вторых, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет значения, где будет осуществляться предпринимательская деятельность, в соответствии с императивной нормой Закона регистрация производится исключительно по месту жительства гражданина. Указанное положение законодательства вызывает определенные сложности для граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, при отсутствии у них подтвержденного формальной регистрацией места жительства, а также при фактическом проживании и намерении вести предпринимательскую деятельность вдалеке от места прописки <15>. Многие юристы справедливо отмечают, что при определении места жительства (в контексте ст. 20 ГК РФ) не имеют значения место регистрации гражданина, место нахождения его имущества, место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку Гражданский кодекс не связывает с ними определение места жительства гражданина <16>. ——————————— <15> Как ни старались законодатели новой России заменить недемократический и нарушающий права человека на свободу выбора места жительства и свободу передвижения институт разрешительной прописки, действовавший в Советском Союзе, на институт уведомительной регистрации, следует признать, что регистрация граждан по месту жительства и привязка к ней многочисленных норм законодательства фактически дублирует институт прежней прописки. <16> См.: Гражданское право: Учебник в 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С. 133.

Как пишет Е. И. Лебедева, «регистрация является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решение вопроса о месте жительства гражданина» <17>. ——————————— <17> Лебедева Е. И. Предпринимательское право: Учебник. М.: Высшая школа, 2004. С. 60.

По мнению М. Ю. Тихомирова, «правило о государственной регистрации только по месту жительства вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела» <18>. ——————————— <18> Тихомиров М. Ю. Индивидуальный предприниматель: гарантии деятельности, новый порядок государственной регистрации. М.: Изд-во М. Ю. Тихомирова, 2004. С. 49.

По нашему мнению, положение Закона о регистрации об определении места жительства гражданина-предпринимателя только как места его регистрации противоречит Конституции РФ, в частности ч. 1 ст. 37, которая гласит: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», а также ч. 1 ст. 34, которой установлено: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Кроме того, Конституция устанавливает, что права и свободы человека являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 18), а ограничение прав и свобод человека может быть произведено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, а также прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). В то же время, на наш взгляд, в целях защиты прав других участников гражданского оборота, возможности идентификации и скорейшего отыскания контрагентов по обязательствам, недопущения недобросовестного ведения дел место жительства индивидуального предпринимателя в целях его государственной регистрации должно быть определено четко и однозначно. Легче всего это сделать по формальному признаку, такому, как регистрация по месту постоянного жительства, а при ее отсутствии — регистрация по месту пребывания, либо по месту осуществления предпринимательской деятельности. Очевидно, что положения Закона о регистрации, однозначно определяющие место жительства гражданина только как место его постоянной регистрации, противоречат Гражданскому кодексу РФ (ст. 20). Исследователи данной проблемы предлагают различные варианты ее решения. Например, М. Ю. Тихомиров предлагает включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающее особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей <19>. А. С. Дрогунова считает необходимым внести изменения не в Гражданский кодекс, а в Закон о регистрации, установив в п. 3 ст. 8 альтернативную подведомственность: по месту жительства гражданина или по месту его пребывания (фактического осуществления предпринимательской деятельности) <20>. ——————————— <19> Там же. С. 53. <20> См.: Дрогунова А. С. Особенности предпринимательской деятельности гражданина // Вестник СамГУ. 2007. N 1(51). С. 5.

По нашему мнению, в целях устранения правовой коллизии необходимо внести изменения в законодательство, но не в Гражданский кодекс, который не может учесть все разнообразие частных случаев, а в специальный закон — Закон о регистрации, включив в него особенности определения места жительства физического лица в целях государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, на наш взгляд, необходимо внести указанные изменения не в ст. 8, которая гласит, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства и здесь ни в чем не противоречит ст. 20 Гражданского кодекса, а в подп. «д» п. 2 ст. 5 Закона о регистрации. Указанный абзац определяет понятие места жительства гражданина в целях его государственной регистрации в качестве предпринимателя. Мы предлагаем изложить его в следующей редакции: место жительства в Российской Федерации — адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту постоянного проживания, а если таковое отсутствует, то адрес, по которому он зарегистрирован по месту пребывания, либо по месту осуществления предпринимательской деятельности (по выбору гражданина). Представляется, что при определении места жительства гражданина в такой последовательности будет соблюдено необходимое условие формального подхода к определению места жительства лица в целях регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и не будут ущемлены права лиц, не имеющих на территории Российской Федерации, что называется, постоянной прописки. В то же время граждане будут иметь возможность зарегистрироваться в качестве предпринимателя по месту временной регистрации (по месту пребывания, что в соответствии с Гражданским кодексом может быть определено местом жительства) или же по месту осуществления предпринимательской деятельности.

——————————————————————